Main Menu

Поиск

Варапаев.ru - официальный партнер хостинга Beget

Подведем итоги. Снятие оппозиции между физическим и духовным началами формирует  в  акмеизме  такую  структуру  художественного  мира,  которая оказывается  близкой  «единомирию»  современной  метафизической  поэзии, где  физическое и духовное  слиты воедино,  проявлены друг в  друге. 

Общность  между  акмеизмом  и  современной  поэзией  прослеживается  и  в  выборе точки зрения, с  которой в стихах  отражен  духовный опыт  субъекта:  переживания мистического характера уступают место «физиологии» духовной  жизни;  поэт  сосредоточивает  внимание  на  изображении  не  самих  нематериальных сущностей или «знаков» их присутствия в мире, а ощущений  человека, душа которого «дрожит, приближаясь к иному» (Гумилев).    

Истоком поэтики «овеществления» нематериального акмеисты считали  для  себя средневековую  культуру  с ее  «мудрым  физиологизмом».  Особенно  продуктивное развитие и в акмеистической, и в современной поэзии получил  идущий от Средневековья принцип изображения чудесного как повседневного. 

С одной стороны, воплощение этого принципа в раннеакмеистических текстах  (прежде  всего,  у  Ахматовой)  актуализирует  акмеистический  взгляд  на  сущность христианства как на сплав чудесного с бытовым, что на эстетическом  уровне выдвигает на первый план понятие  «простоты». 

В этом направлении эволюционирует поздний Пастернак, создавший в  «Докторе  Живаго»  завершенную  концепцию  христианства  как  «царства  личности»,  в  котором  истина  просвечена  «светом  повседневности».  В  дальнейшем  русская  поэзия  развивает  идею  «повседневности  чудесного»  также  в  религиозном  ключе,  учитывая и акмеистический, и пастернаковский опыт: в частности, эту линию  можно проследить в ранней поэзии И. Бродского («В деревне Бог живет не по  углам…»,  «В  Рождество  все  немного  волхвы…»,  «Сретенье»),  в  стихах  О.  Седаковой

С другой стороны, принцип повествования о  чудесном  как о повседневном лежит в основе фантастического  (магического)  реализма,  и в  современной  поэзии  начало  магического  реализма  ярко  представлено  в  творчестве  Е.  Шварц. 

Акмеизм, таким образом, выходя к основаниям магического реализма со своей стороны, примыкает одной из своих граней к одному из продуктивнейших направлений в мировой литературе 2-й пол. ХХ в.

Наконец, развитая в творчестве О. Мандельштама и Н. Гумилева концепция «органической поэтики» не только коррелирует с «экологической  парадигмой» современной культуры, но и находит в современной поэзии свое  продолжение  –  прежде  всего,  в  стратегии  динамизации  образно-смысловой  структуры текста, свойственной поэзии метареалистов (в частности, в создании метафорических цепочек, близких  мандельштамовской  «гераклитовой  метафоре»).    

Автор: Т.А. Пахарева

Предыдущая статья здесь, начало цикла статей здесь, выводы по циклу статей здесь.

***

*****