Подведем итоги. Снятие оппозиции между физическим и духовным началами формирует в акмеизме такую структуру художественного мира, которая оказывается близкой «единомирию» современной метафизической поэзии, где физическое и духовное слиты воедино, проявлены друг в друге.
Общность между акмеизмом и современной поэзией прослеживается и в выборе точки зрения, с которой в стихах отражен духовный опыт субъекта: переживания мистического характера уступают место «физиологии» духовной жизни; поэт сосредоточивает внимание на изображении не самих нематериальных сущностей или «знаков» их присутствия в мире, а ощущений человека, душа которого «дрожит, приближаясь к иному» (Гумилев).
Истоком поэтики «овеществления» нематериального акмеисты считали для себя средневековую культуру с ее «мудрым физиологизмом». Особенно продуктивное развитие и в акмеистической, и в современной поэзии получил идущий от Средневековья принцип изображения чудесного как повседневного.
С одной стороны, воплощение этого принципа в раннеакмеистических текстах (прежде всего, у Ахматовой) актуализирует акмеистический взгляд на сущность христианства как на сплав чудесного с бытовым, что на эстетическом уровне выдвигает на первый план понятие «простоты».
В этом направлении эволюционирует поздний Пастернак, создавший в «Докторе Живаго» завершенную концепцию христианства как «царства личности», в котором истина просвечена «светом повседневности». В дальнейшем русская поэзия развивает идею «повседневности чудесного» также в религиозном ключе, учитывая и акмеистический, и пастернаковский опыт: в частности, эту линию можно проследить в ранней поэзии И. Бродского («В деревне Бог живет не по углам…», «В Рождество все немного волхвы…», «Сретенье»), в стихах О. Седаковой.
С другой стороны, принцип повествования о чудесном как о повседневном лежит в основе фантастического (магического) реализма, и в современной поэзии начало магического реализма ярко представлено в творчестве Е. Шварц.
Акмеизм, таким образом, выходя к основаниям магического реализма со своей стороны, примыкает одной из своих граней к одному из продуктивнейших направлений в мировой литературе 2-й пол. ХХ в.
Наконец, развитая в творчестве О. Мандельштама и Н. Гумилева концепция «органической поэтики» не только коррелирует с «экологической парадигмой» современной культуры, но и находит в современной поэзии свое продолжение – прежде всего, в стратегии динамизации образно-смысловой структуры текста, свойственной поэзии метареалистов (в частности, в создании метафорических цепочек, близких мандельштамовской «гераклитовой метафоре»).
Автор: Т.А. Пахарева
Предыдущая статья здесь, начало цикла статей здесь, выводы по циклу статей здесь.