Изучение акмеистической составляющей русской поэзии последних десятилетий в данной работе позволяет сделать следующие выводы.
1. Вектором, задающим единую линию эволюции акмеизма в течение всего ХХ столетия, может быть признан ценностный вектор, и в данной работе выявлено единство акмеизма в ценностной сфере. Именно в области поэтической идеологии индивидуальные системы всех трех великих акмеистов образуют общность, отграничивающую их как от предшествующего символистского пространства, так и от неакмеистических систем постсимволизма. Внестилевой характер объединения поэтов-акмеистов дает основание к тому, чтобы рассматривать акмеизм как свободную эстетическую парадигму с незакрепленными формальными признаками, но четкими параметрами идеологического уровня.
Ценностными аспектами обусловлена и продленность акмеистического влияния на весь ХХ век – в ценностном пространстве акмеизма были выработаны и эстетически воплощены те начала, которые позволяют видеть в нем не столько итог Серебряного века, сколько течение, возникшее «навстречу великим испытаниям ХХ века». Сопоставление текстов акмеистов и современных авторов, проделанное в работе, позволяет утверждать, что именно при формировании ценностного уровня художественного мира поэтами последних десятилетий активно востребован опыт акмеизма.
Отсутствие в акмеизме ограничений стилевого порядка позволяет ему взаимодействовать с поэзией второй половины столетия на уровне, прежде всего, индивидуальных поэтических систем, так что в едином ценностном пространстве здесь оказываются столь разнородные творческие индивидуальности, как И. Бродский, Т. Кибиров, И. Жданов, Е. Шварц, Б. Гребенщиков и т.д. В целом для поэзии, сохраняющей в основе своего субъектного состава авторскую личность и базирующейся на «личном высказывании», остаются актуальными все определяющие семантическую поэтику акмеизма ценностные начала.
2. К числу системообразующих ценностных категорий акмеизма, получивших развитие и претерпевших ряд трансформаций в современной поэзии, относятся следующие: индивидуально отрефлектированное историческое время как темпоральная основа лирики; этическая доминанта; придание культуре статуса ценностно организующего мир принципа; «единомирие», в котором все метафизические, отвлеченные начала тяготеют к воплощению, «овеществляются»; развитие такого «объективистского» типа субъектности, при котором поэтическая картина мира становится не «эманацией» внутреннего содержания личности автора, а пространством, выстроенным как результат поиска человеком гармоничного, «равновесного» состояния между своим «я» и внеположным ему, до него, после него и без него пребывающим миром. Эти начала в акмеизме представлены во взаимодействии и взаимообусловленности, и именно этими факторами, как показано в работе, обеспечивается их акмеистическая специфика.
3. В результате проделанного в работе анализа мотивного и субъектного уровней поэтики как акмеистов, так и современных авторов, выявлено, что в творчестве А. Ахматовой, Н. Гумилева, О. Мандельштама был, прежде всего, выработан поэтический язык катастрофической эпохи, сохраняющий функциональную значимость для русской поэзии на протяжении всего ХХ в. с его историческими потрясениями. В своем индивидуальном воплощении этот язык обрел чрезвычайно разнообразные формы как в творчестве акмеистов, так и в текстах поэтов последующих поколений.
При всей поливекторности художественного поиска современных писателей, актуализации в их творчестве многих контекстов (необарокко, неосентиментализма, ранних и поздних принципов постмодернизма), именно принципы семантической поэтики в их современной модификации оказались плодотворными и перспективными – вопреки утверждению, например, Д. Сегала – одного из авторов концепции «семантической поэтики как потенциальной культурной парадигмы» – о том, что эта парадигма не нашла воплощения в словесных жанрах в культуре последних десятилетий.
Перспективность и внутреннее единство этих модификаций проявились в следующих тенденциях.
а) Укрепление в поэзии ХХ в. личностного начала в период дискредитации модели лирического героя. Обращаясь к анализу субъектных особенностей акмеистической поэзии в их соотнесенности с субъектными формами, значимыми для поэзии последних десятилетий, мы установили, что актуальной моделью субъектности, реализованной в акмеизме и востребованной современной поэзией, является ориентированное на акмеистическую идею «соразмерности» соотношение между субъектом, миром и словом, понятым как самостоятельно действующая бытийственная субстанция. Эта модель способствует объективации художественного мира, редуцируя его лирическую составляющую, но сохраняя пространство личного высказывания в поэзии. Конкретными воплощениями такой модели субъектности становятся как у акмеистов, так и у современных поэтов, прежде всего, различные образные реализации идеи маргинальности. При этом, как выявлено в работе, тип маргинальности, развившийся в поэтическом мире акмеистов, концептуально отличен от маргинальной парадигмы в ее традиционном понимании. Маргинализм акмеистов, так же как и маргинализм поколения «семидесятников», базируется не на идее ниспровержения социальных норм, а на идее утверждения норм, воспринимающихся как альтернативные по отношению к данной социальной системе. В частности, маргинализм, объединяющий акмеистов с «неофициальными» поэтами позднесоветского периода, основан на религиозном мировосприятии и общегуманистических этических приоритетах. Реализацией объективистски-историзированной формы субъектности как в поэзии акмеистов, так и у современных авторов является и художественная концептуализация так называемой «документальной идентичности» (Б. Гройс) субъекта. Отличия же между акмеистами и современными поэтами, отмеченные в данной работе, относятся не к области преобразования субъектных форм, а к области их функционирования. В целом же, по нашим наблюдениям, современная поэзия в высокой степени сохраняет тот исторически, а не лично-биографически обусловленный тип субъекта, который был представлен в поэзии акмеистов.
б) Формирование гармонизирующей мифологии в поэтической картине мира, соотнесенной с проблемой бытия человека в хаотическом пространстве «постистории». В работе под знаком этой проблемы прослежены трансформации акмеистических моделей историзма в художественных системах современных авторов. В частности, в диссертации рассматриваются трансформации акмеистической концепции «истории-судьбы» в проекции на «постисторический» контекст в творчестве В. Кривулина.
Также выявлены связи утопической концепции поэта-властителя в творчестве Н. Гумилева с поэтической идеологией И. Бродского, у которого трансформация гумилевской утопии пролегает в направлении смещения акцента от фигуры поэта-властителя к идее бессубъектной власти языка, способной противостоять власти государства.
Рассмотрены в работе и направления эволюции «элегического эпоса» А. Ахматовой в творчестве Е. Рейна (в частности, проанализированы функции приемов кинематографической эстетики как одного из эволюционных ресурсов поэтики «элегического эпоса»).
Подробно проанализирован и тот мотивный комплекс поэзии акмеистов и современных авторов, которым представлена концепция личного бытия в катастрофическом историческом пространстве. В частности, речь идет о мотивном комплексе, реализующем в творчестве А. Ахматовой и И. Бродского принцип деформации; о мотивах, обусловленных категорией телесности, репрезентирующей в поэтике А. Ахматовой, О. Мандельштама и И. Бродского историческую тематику (мотив «окаменения» в «Реквиеме», мотив общности судьбы слова и плоти у Ахматовой и Бродского); о мотиве связи времен у акмеистов и его трансформации в поэтической мифологии Бродского (в работе, в частности, анализируются в контексте указанного мотива образ «гостя времени» у Бродского, а также сюжет разлуки отца и сына в его поэзии); о трансформации мандельштамовского образа «стекла вечности» в творчестве В. Кривулина и т.д.
4. В результате исследования проекций этикоцентричных тенденций акмеизма на поэзию последних десятилетий можно сделать вывод о развитии, прежде всего, нового типа гражданственности в поэзии 1960-80-х гг., вырабатывании в ней позиции «героического нонконформизма», сформированной под прямым не только эстетическим, но и лично-биографическим влиянием акмеистов.
Отмеченное еще авторами «Русской семантической поэтики…» в акмеистическом опыте «вовлечение поэзии, творчества в жизнь» в поэзии 1960-80-х гг. получает непосредственное развитие, а сами акмеисты нередко предстают для молодых поэтов «культурными героями», у которых перенимается не только поэтический опыт, но и этический кодекс внутренней оппозиционности по отношению к репрессивным структурам социума. Как установлено в диссертации, под непосредственным влиянием не только текстов, но и личностей акмеистов в течение 1960-80-х гг. формировалась художественная идеология «неофициальной» поэзии.
В работе выявлено воздействие акмеистов в ценностно-идеологической сфере на таких поэтов, как Т. Кибиров, О. Седакова, Б. Кенжеев и др. Например, как показывает проделанный в работе анализ, актуализация этического начала в творчестве акмеистов способствовала развитию в поэзии Т. Кибирова прямого дидактико-моралистического пафоса, в поэзии акмеистов содержащегося лишь имплицитно.
Обращение к исследованию этикоцентричных тенденций в акмеизме позволило также выявить новые черты сходства современной ситуации «преодоления постмодернизма» с ситуацией «преодоления символизма», которые проявляются, прежде всего, в попытках по-новому художественно реализовать позицию возврата к четко проявленной системе этических ценностей на фоне их релятивизации и переоценки в предшествующие периоды (постмодернизм в этом контексте коррелирует с символизмом, а современный неоконсерватизм – с акмеизмом).
5. Находят в современной поэзии модифицированное воплощение и акмеистические особенности культуроцентризма – интимизация культурного пространства в поэзии; логоцентричность художественной картины мира; утверждение упорядочивающей функции культурной реальности по отношению к реальности эмпирической; филологизм художественного мышления. Как выявлено в работе, принцип интимизации культурного пространства, у акмеистов реализующий стратегию поиска «соразмерности» между человеком и миром, в современной поэзии меняет свою основную функцию и в творчестве таких разных поэтов, как И. Бродский и Т. Кибиров, реализует одну и ту же тенденцию – тенденцию «присвоения» культуры, приобщения к мировому культурному наследию. Новую функциональную направленность обрел в последние десятилетия и акмеистический принцип логоцентризма.
У акмеистов этот принцип базируется на идее субстанциальности слова, логически перетекающей в идею смыслообразующей деятельности как формообразующей, структурирующей мир. Мандельштам называл поэтов-акмеистов «смысловиками». Смыслопорождение в семантической поэтике акмеизма становится и главной функцией поэтического слова, и главным средством противостояния «всемирной пустоте» обессмысленного бытия, и, конкретнее, способом противодействия деструктивному, катастрофическому натиску истории ХХ века. Поиск слова, в процессе которого происходит восстановление смысловой целостности мира и смысловой соотнесенности между миром и человеком, становится магистральным сюжетом в поэтической мифологии акмеизма, разворачивающимся в пространстве его автометаописательной поэзии. Слово, понятое уже не как символ, но как «плоть деятельная, разрешающаяся в событие», становится, прежде всего, той смысловой субстанцией, в которую оказывается возможным облечь хаос истории ХХ века.
В ХХ веке, особенно напряженно переживавшем и пытавшемся осмыслить коллизию утраты и нового поиска смысла бытия («человек в поисках смысла» является, без сомнения, одной из основных фигур философии ХХ в.), в столетии, завершившемся явственно обозначившимся конфликтом между неконтролируемо разросшимся потоком информации и прямо пропорциональным ему сужением смыслового поля, – поэзия смысла становится одной из наиболее актуальных и созвучных духу времени поэтических систем. И если для акмеистов «поэзия смысла» была способом отстаивания человеческого достоинства перед слепым, «бессмысленным и беспощадным» натиском сил истории, то для современных поэтов «смыслопорождающее» творчество становится способом противодействия «информационному шуму», хаосу постистории. В частности, мотив возрождения Логоса как силы, способной противодействовать ризомной аморфности и бессловесности современного состояния мира, занимает одно из центральных мест в позднем творчестве Т. Кибирова.
Функция культуры как ценностно упорядочивающего мир начала, акцентированная в акмеизме, воспроизводится и в художественных системах современных авторов. Причем, если в творчестве Т. Кибирова или О. Седаковой она не претерпевает концептуальных изменений в соотнесении с акмеистической поэзией, то в художественном мире представительницы новейшего поколения 90-х – П. Барсковой – идея культуры как автономной реальности, влияющей на реальность физическую, трансформируется в идею культуры как «естественной среды».
Наконец, филологизм художественного мышления акмеистов, видевших в филологии путь к познанию мира через слово, также плодотворно развивается в современной поэзии, где «лирическое я» уже часто предстает трансформированным в «филологическое я» – прежде всего, в творчестве И. Бродского и поэтов «филологической школы».
В целом, как показало данное исследование, для поэзии, которая сохраняет в своей основе личное – ответственное – высказывание, остаются актуальными все базовые ценностные основания акмеизма, гибко видоизменяясь в зависимости от индивидуальных особенностей поэтики того или иного автора. При этом следует подчеркнуть, что развитие акмеистических тенденций в поэзии последних десятилетий ХХ – начала XXI вв. часто происходит по логике наследования через отрицание, через преодоление, по той логике «смещения», которую описал как основу механизма литературной эволюции еще Ю. Н. Тынянов.
Исследование акмеистических тенденций в русской поэзии последних десятилетий, проделанное в данной работе, может в дальнейшем найти продолжение при обращении к таким актуальным сегодня теоретическим проблемам, как проблема взаимодействия между индивидуальными и типологическими факторами в генеалогии форм современной поэзии; проблема исследования трансформационных механизмов продуктивных моделей литературы.
Наконец, ценностный вектор, по которому прослежено в данной работе как единство акмеизма, так и направления его влияния на современную поэзию, подводит данное исследование к междисциплинарному пространству гуманитарных наук, намечая возможности дальнейшего изучения специфики акмеизма и его модификаций в широком социокультурном контексте.
Автор: Т.А. Пахарева
Начало цикла статей Т.А. Пахаревой об акмеистических тенденциях в русской поэзии последних десятилетий ХХ - начала XXI века смотрите здесь.