В контексте постмодернистской релятивности и ценностной неопределенности выстраивание поэтического текста в оценочном ключе сигнализирует об еще одной проблеме, прямо связанной с акмеистическим наследством. Это проблема возвращения к системе четко проявленных этических ценностей, которая выступила бы в качестве одного из основных структурирующих мир начал. В таком виде эта проблема предстала в свое время перед акмеистами, которым предстояло преодоление этического релятивизма Серебряного века.
На смену произвольному мифо- и жизнетворчеству приходит утверждение позиции смиренного и целомудренного зодчего, не пересоздающего мир, состязаясь в этом с Творцом, а воздвигающего храм во славу уже сотворенного Богом мира. В этой позиции, избранной акмеистами, меньше индивидуальной свободы и больше ответственности, поэтому «акмеистом труднее быть, чем символистом, как труднее построить собор, чем башню» [Гумилев Н. С. Соч.: В 3-х т. – М.: Худ. лит., 1991., т. 3, с. 17].
Показателем того, что преодоление этического релятивизма символистов было одной из органических основ гумилевского творчества, являются не только зрелые, но и ранние его стихи. В частности, характерным примером может быть стихотворение «Умный дьявол», многими гумилевоведами связываемое с балладой Ф. Сологуба «Когда я в бурном море плавал…» (в частности, комментаторы первого тома ПСС Гумилева в 10-ти т. указывают на то, что эту связь констатировали Ин. Анненский, А. Левинсон, С. Слободнюк, О. Ронен [Гумилев Н. С. Полное собр. соч.: В 10-ти т. – Т.т. 1 – 4. – М.: Воскресенье, 1998 – 2001., т. 1, с. 370 – 371]).
Наконец, нравственное влияние Мандельштама – не столько на современников, сколько на поколение «правнуков»
(по его же терминологии) – это влияние примера (в старинном значении exempla), о котором невозможно забыть и в котором черпается мотивировка собственного нравственного выбора.