Высокий ценностный статус слова является не единственным основанием культуроцентричной модели мира в современной поэзии. Здесь продолжает существовать и развиваться, условно говоря, «акмеистическая» версия такой модели, описанная с семиотической точки зрения И. П. Смирновым. Исследователь отмечает, что в акмеизме утвердилась «равновеликость естественных фактов и средств обозначения: литература становилась миром, который управлялся собственными законами, неподвластными внешним воздействиям» [Смирнов И. П. Смысл как таковой. – СПб.: Академический проект, 2001. – 352 с., с. 140].
Подобно тому, как вызывающе, оппозиционно «традиционны» были Ахматова и Мандельштам для «бучи, боевой, кипучей» в начале 1920-х гг., теперь оппозиционным привкусом окрасился традиционализм «семидесятников»: «Традиционализм, иррационализм, эстетизм, академизм – в роли культурного авангарда или оппозиции. Можно было бы назвать другие ценности 70-х годов (вплоть до триады: православие, самодержавие, народность), которые показывают, до какой степени чуждым стало «левое» и «оппозиционное» 60-х годов со всей своей полемикой и надеждами… Мы оказались не в оппозиции, а во внутреннем изгнании» [Седакова О. А. Проза. – М.: Эн Эф Кью/Ту Принт, 2001. – 960 с., с. 800].
Итак, в исходном принципе выстраивания художественного мира как обусловленного бытием в культуре у Седаковой можно выявить ряд общих с акмеизмом особенностей восприятия культурной реальности. Прежде всего, речь идет о придании культурной реальности не только самостоятельного, но и эталонного статуса.
В качестве исследователя анализируя поэтику Ахматовой, один из глубинных ее мотивов Седакова обозначила как «шкатулку с зеркалом», или «одно в другом» [Седакова О. А. Проза. – М.: Эн Эф Кью/Ту Принт, 2001. – 960 с., с. 532]. Несомненно, Седакова в данном случае находит в поэзии Ахматовой начала, соприродные собственному творчеству – как это происходило и в филологических опытах самой Ахматовой (ее статьи Пушкине) или Мандельштама («Разговор о Данте»), так что размышления о другом поэте предстают одновременно и автокомментарием к своим стихам.
Осознание особой ответственности за свое присутствие в культуре, в поэзии у современного поэта наделено и другими обертонами, свойственными акмеизму. В частности, ответственное бытие в культуре связывается с осознанием не только силы воздействия поэтического слова на читателя (способности «глаголом жечь сердца людей»), но и высокой чести пребывания в одном пространстве с великими предшественниками.
Представляется, что усиление в современной поэзии интенций, направленных в сторону «мирового поэтического текста», усиление ответственности за свое слово перед великими предшественниками до некоторой степени повторяет ситуацию, в свое время пройденную акмеизмом, а затем – в конце 50-х-начале 60-х годов – поколением Бродского: это ситуация разрыва в культуре и сознательной попытки его преодолеть.
Не только политические обстоятельства, губительные для культуры, но и физический уход из жизни последних гениев Серебряного века способствовали тому, что ситуация культурного вакуума была прочувствована тогда во всей полноте – в том числе и в связи с проблемой ответственности – или безответственности поэтического слова в наступившей пугающей пустоте.
Сегодняшняя ситуация постмодернизма многими вновь переживается как ситуация если не гибели культуры, то во всяком случае, ее болезненного разрыва. И, как и в предыдущие эпохи в аналогичном положении, поэт устремляется к заполнению этого провала, разрыва в культурной «ткани», с помощью наследия прошлых эпох, активизируя диалог с ними.