Main Menu

Поиск

Варапаев.ru - официальный партнер хостинга Beget

Высокий ценностный статус слова является не единственным основанием  культуроцентричной  модели  мира  в  современной  поэзии.  Здесь  продолжает  существовать и развиваться, условно  говоря,  «акмеистическая» версия  такой  модели,  описанная  с  семиотической  точки  зрения  И.  П.  Смирновым.  Исследователь отмечает,  что  в  акмеизме  утвердилась    «равновеликость  естественных фактов и средств обозначения:  литература становилась  миром,  который  управлялся  собственными  законами,  неподвластными  внешним  воздействиям» [Смирнов И. П. Смысл как таковой. – СПб.: Академический проект, 2001. – 352 с., с. 140].

Из этого положения вещей следует целая цепочка принципов, на которых строится акмеистическая стратегия бытия в культуре. В частности, Смирновым отмечается, что в акмеизме «семиотическая активность тождественна… ценностному упорядочению  действительности»,  она отржает  «стремление  к  систематизации  действительности»,  которое  Смирнов  даже  связывает «с понятием негэнтропии» [Смирнов И. П. Смысл как таковой. – СПб.: Академический проект, 2001. – 352 с., с. 141, 143].

В иных терминах ту же  особенность акмеистической «культуроцентричной» модели мира определил В.  Мусатов:  «Формула  Вяч.  Иванова  «a  realibus  ad  realiora»  («от  реального  к  реальнейшему») в новом, «акмеистическом» контексте получила иной смысл. В  качестве  «реального»  выступала  действительная  жизнь,  а  «реальнейшим»  становилось  ее  художественное  инобытие.  /…/  Реальность  художественного  произведения понималась как нечто существующее вне времени, своего рода  «вечность», или «рай» [Мусатов В. В. Лирика Осипа Мандельштама. – К.: Ника-Центр, Эльга-Н, 2000. – 560 с., с. 82].   И  представление  о  культуре  и  литературе  как  самостоятельном  мире,  закрепленное  даже  терминологически,  например,  в  понятии  «мирового  поэтического  текста»,  введенном  в  обиход  авторами  статьи  «Русская  семантическая поэтика как потенциальная культурная парадигма» [Левин  Ю.,  Сегал  Д.,  Тименчик  Р.,  Топоров  В.,  Цивьян  Т.  Русская семантическая  поэтика  как  потенциальная  культурная  парадигма  // Смерть  и  бессмертие  поэта.  Материалы международной  научной конференции, посвященной 60-летию со дня гибели О. Э. Мандельштама (Москва, 28-29 декабря 1998 г.). – М.: РГГУ, 2001., с. 304],  и  присвоение  культуре  роли  ценностно  упорядочивающего  реальный  мир  начала  –  это  и  ныне  актуальные  идеи,  востребованные  и  реализующиеся  в  творчестве  целого  ряда  современных  поэтов.

Первостепенно  значимым  является этот принцип для поэзии таких разных в стилевом отношении поэтов,  как О. Седакова, И. Жданов, Е. Рейн, Л. Лосев и др. Прежде всего, остановимся  на имени О. Седаковой и рассмотрим, каким образом в ее поэзии реализуется  принцип культуроцентризма.  Седакова сама многое объяснила о бытии своего поколения в культуре  (поколения  И.  Бродского,  Андрея  Тарковского,  М.  Мамардашвили,  Вен.  Ерофеева, Е. Шварц) в статьях и эссе. Наиболее существенные разъяснения, по  нашему  мнению,  помещены  в  эссе  памяти  Л.  Губанова,  симптоматично  озаглавленном «О погибшем литературном поколении» (название сознательно  перекликается  с  названием  известной  статьи  Р. Якобсона  «О  поколении,  растратившем  своих  поэтов»). 

Не  имея  склонности  идеализировать  свое  поколение  и  пытаясь  рассказать  о  его  культурной  судьбе  «без  гнева  и пристрастия»,  Седакова  проводит  водораздел  между  своими  сверстниками- «семидесятниками»  и  «шестидесятниками»,  в  числе  прочего,  исходя  из  критерия их отношения к культуре; именно в среде «семидесятников», как она  пишет, «произошла поверхностная и быстро выродившаяся в снобизм, но все- таки реабилитация культуры» [Седакова О. А. Проза. – М.: Эн Эф Кью/Ту Принт, 2001. – 960 с., с. 800].

Погружение в пространство мировой  культуры  стало  для этого  поколения чем-то  вроде  ухода  в  то,  что  в ранне-советские  времена,  по  сходному  поводу  и  в  применении,  в  том  числе,  к  акмеистам,  называли  «внутренней  эмиграцией».

Автор: Т.А. Пахарева

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

***

*****