По самым скромным подсчетам, история китайской литературы насчитывает более 2700 лет. Её существеннейшим отличием от большинства других литератур мира на протяжении всех этих 27 столетий было то, что литературная традиция Поднебесной никогда не прерывалась, постоянно и поступательно развиваясь и обогащаясь во всех отношениях: и в идейно-тематическом, и в жанровом, и в языковом, и в эстетическом, и во многих других.
Испокон веков литература пользовалась в Китае признанием и любовью практически во всех слоях общества, неудивительно, что в Поднебесной запрещалось уничтожать любую бумагу, которая была исписана иероглифами. Мало того, человек, неспособный написать эссе на заданную тему, не мог даже мечтать стать государственным чиновником.
Естественно, что за время существования китайской литературы было создано огромное количество произведений, большую часть которых (созданные до начала ХХ века) традиционно называют классической, «новой» литературой считается та, которая относится к первой половине прошлого столетия, а литературные произведения, написанные во второй половине ХХ века принято называть «новейшей» литературой. Конечно, объем «новой» и «новейшей» китайской литературы несопоставим по своему объему с литературой «классической», да и её идейно-тематическое содержание (особенно – коммунистического периода) сильно отличается от «классики». Тем не менее, и литература ХХ века находится в неразрывной связи с традициями предыдущих веков и тысячелетий, что вообще характерно для культурной традиции Поднебесной, и делает её литературу невероятно ценным источником для всех, кто интересуется не только собственно литературой, но и историей, и культурой этой великой страны.
Китайская проза, как и вся литература Поднебесной, неразрывно связана с теми культурными традициями, которые господствовали в стране несколько тысячелетий. Естественно, что здесь не обошлось без влияния и религиозно-философских доктрин, например, даосизма, конфуцианства, чань-буддизма и других. Кроме того, литературное творчество вообще, включая, естественно, и прозаическое, считалось в Китае элитарным видом деятельности, имеющим даже сакральный характер. Писатель был в Поднебесной человеком особого сорта, и его деятельность не ограничивалась рамками лишь интеллектуальной работы, а выполняла особые общекультурные функции, наметившиеся еще в глубокой древности. Естественно, что такое отношение к литературному поприщу налагало на писателя и особую ответственность, которая специфическим образом влияла на его литературное творчество. Кстати, способность к литературному творчеству считалась важнейшим качеством «благородного мужа», а написание сочинения многие века было обязательным экзаменом при поступлении на государственную службу.
Таким образом, прозаическая традиция Поднебесной, как и вся литературная традиция вообще, имеет длительную историю и глубочайшие философские основы, определяющие её неподражаемую специфику.
Китайская поэтическая традиция может смело считаться одной из самых древних среди ныне существующих национальных поэтических традиций. При этом, в отличие от многих других, она сохраняла свою преемственность на протяжении почти трех тысячелетий своего развития, что существенно отличает её от подавляющего большинства других национальных поэтических традиций. Кроме того, многовековая культурная «закрытость» Китая, которая хотя и не была настолько сильной, как, например, в Японии, всё-таки исключала влияние извне на развитие литературы вообще и поэзии в частности, что позволяло поэтическому творчеству оставаться самобытным и оригинальным.
Даже сегодня, когда наблюдается заметный отход от классических традиций поэтического творчества, китайская поэзия являет собой интереснейший образец национальной культуры, сильно отличающийся от любых других и представляющий несомненный интерес для изучения.
Китайская литература представлена не только поэзией и прозой, но и другими литературными жанрами, как похожими на литературные жанры других народов и культур, так и сильно от них отличающиеся.
Одним из традиционных жанров китайской литературы является такой литературный род, как драма. Стоит отметить, что драматургия в Поднебесной появилась значительно позже, чем поэзия и проза, – только в XIII веке. Можно сказать, что этот жанр развивался не очень интенсивно и не играл такой же важной роли в литературе Китая, как проза или поэзия. Тем не менее, драматургия занимала определенное место в китайской культуре, отличаясь самобытностью и большим своеобразием.
Также немаловажную роль в литературном процессе Поднебесной играли такие типичные для китайской литературы жанры, как песенный сказ, прозаический сказ и некоторые другие.
Обо всем этом многообразии и красоте китайской литературы вы сможете узнать в данном разделе.
Автор: Дмитрий Варапаев