Из трех основных течений в русской литературе начала ХХ в. акмеизм изучен в наименьшей степени. Сегодняшняя русистика располагает крайне малым числом работ комплексного характера, содержащих анализ акмеистической картины мира, ценностного поля акмеизма, тех основных мировоззренческих и эстетических категорий, которыми определяется специфика этого течения. Даже в попытках определить состав поэтов- акмеистов и хронологические параметры акмеизма в имеющихся исследованиях трудно найти общий знаменатель.
Вместе с тем, влияние акмеизма и акмеистов на русскую поэзию ХХ в. вплоть до сегодняшнего дня не ставится под сомнение (например, влияние акмеизма на последующее развитие русской поэзии отмечают как характерную его особенность З. Г. Минц и Ю. М. Лотман, В. Казак, О. А. Лекманов и др.). Возникает парадоксальная ситуация: в современном литературоведении отсутствует единая концепция акмеизма, но при этом оказывается возможным констатировать наличие акмеистического начала в творчестве поэтов позднейших поколений.
Указанным парадоксом и определяется, в первую очередь, актуальность данного исследования. Объективно необходимым представляется, выявив связь с акмеизмом тех явлений, которые продуктивно присутствуют в современной русской поэзии, уточнить представления об акмеизме как художественной системе. Это позволит прояснить ряд вопросов, пока еще остающихся открытыми.
В каких эстетических формах воплощается акмеистическое начало в конце ХХ в., в эпоху «постхристианства», «постистории», «постгуманизма»? Какой круг имен в поэзии последних десятилетий обозначает линию семантической поэтики уже после Ахматовой и Мандельштама? Каковы истинные масштабы акмеистического влияния на русскую лирику истекшего столетия? Наконец, насколько литературное влияние акмеизма возможно отделить от его общественного влияния на позднейшие поколения «внуков и правнуков»; в какой мере на гражданскую позицию позднейших поколений поэтов влияет «поэтическая идеология» акмеистов? Окончательные ответы на вопросы такого рода вряд ли возможны, однако вполне возможно, опираясь на основные, принципиально важные начала в акмеизме, прояснить специфику присутствия акмеизма и порожденной им семантической поэтики в современном литературном процессе.
Автор: Т.А. Пахарева
Продолжение здесь.