Main Menu

Поиск

Варапаев.ru - официальный партнер хостинга Beget

Одним из моментов «преодоления символизма»  для  акмеистов  было  преодоление  той  подчиненности  этического  начала  эстетическому, которая утвердилась в эпоху господства символизма. Связывая  этот момент нового  обретения четкой  этической иерархии ценностей в мире  акмеистов с их возвращением к традиционной религиозности, К. Мочульский  писал в 1923 г.: «Символизм считал мир своим представлением, а потому Бога  иметь  не  был  обязан.  Акмеизм  поверил,  и  все  отношение  к  миру  сразу  изменилось.  Есть  Бог,  значит,  есть  и  «иерархия  в  мире  явлений»,  есть  «самоценность» каждой вещи. Этика превращается в эстетику – и все: словарь,  образы, синтаксис отражают эту радость обретения мира – не символа, а живой  реальности. Все получает смысл и ценность: все явления находят свое место:  все весомо, все плотно» (Цит. по: [Зобнин Ю. В. Странник духа (о судьбе и творчестве Н. С. Гумилева) // Н. С. Гумилев. Pro et contra. – СПб.: РХГИ, 2000., с. 42]).

Подробнее...

В  сегодняшней  не  только  интеллектуальной,  но  и  художественной  ситуации,  во  многом  повторяющей  и  игровые  особенности,  и  тотальный  релятивизм эпохи символизма, акмеистическая позиция сохранения ценностной  иерархии, осознанная как жизненная необходимость, творчески возрождается в  некоем  «новом консерватизме», прежде  всего, в творчестве Т. Кибирова. Об этой черте  его  творчества как  существенно  определяющей  роль  Кибирова  в  современном культурном  пространстве, в частности, говорит В. Шубинский: «Тенденция к здоровому нравственному консерватизму пробивает себе дорогу  в поэзии. Еще накануне кризиса усталость широкого читателя от цинической  зауми  московской  элиты  почувствовал  и  выразил  народный  бард  Тимур  Кибиров.  Грубую  гедонистическую  буржуазность  времен  первоначального  накопления  сменяет  «протестантская  этика»…»  [Эйхенбаум Б. М. Анна Ахматова. Опыт анализа. // Эйхенбаум Б. М. О поэзии. – Л.: Советский писатель (Лен. отд.), 1969.,  с.  308]. 

Подробнее...

Обратимся  к выводам.  Этическое воздействие акмеизма  на  поэзию  2-й  пол.  ХХ в.  в  равной мере  обусловлено  как стихами  Ахматовой, Гумилева и  Мандельштама, так и их судьбами. Именно в этическом аспекте акмеизм ярче  всего проявляет себя как идеологическое единство. Основные начала, которые  формируют  этический  аспект  существования  акмеизма,  –  это:  1)  идея  ответственности перед бытием, обусловленная акмеистическим программным  тезисом о  признании  самоценности  каждого явления;  2) отказ от  этического  релятивизма  рубежа  веков  и  противопоставление  ему  позиции  возврата  к системе  четко  проявленных  ценностей,  базирующейся  на  основаниях  христианской этики  (отсюда  – лейтмотивный  статус  понятий совести,  греха,  смирения, покаяния в поэзии Ахматовой, понятия жертвы – у Мандельштама, а  также  лейтмотивная  идея  самосовершенствования  как  долга  человека  перед  самим бытием и Богом  –  в поэзии  Гумилева).

Подробнее...

***

*****