Одним из моментов «преодоления символизма» для акмеистов было преодоление той подчиненности этического начала эстетическому, которая утвердилась в эпоху господства символизма. Связывая этот момент нового обретения четкой этической иерархии ценностей в мире акмеистов с их возвращением к традиционной религиозности, К. Мочульский писал в 1923 г.: «Символизм считал мир своим представлением, а потому Бога иметь не был обязан. Акмеизм поверил, и все отношение к миру сразу изменилось. Есть Бог, значит, есть и «иерархия в мире явлений», есть «самоценность» каждой вещи. Этика превращается в эстетику – и все: словарь, образы, синтаксис отражают эту радость обретения мира – не символа, а живой реальности. Все получает смысл и ценность: все явления находят свое место: все весомо, все плотно» (Цит. по: [Зобнин Ю. В. Странник духа (о судьбе и творчестве Н. С. Гумилева) // Н. С. Гумилев. Pro et contra. – СПб.: РХГИ, 2000., с. 42]).
В сегодняшней не только интеллектуальной, но и художественной ситуации, во многом повторяющей и игровые особенности, и тотальный релятивизм эпохи символизма, акмеистическая позиция сохранения ценностной иерархии, осознанная как жизненная необходимость, творчески возрождается в некоем «новом консерватизме», прежде всего, в творчестве Т. Кибирова. Об этой черте его творчества как существенно определяющей роль Кибирова в современном культурном пространстве, в частности, говорит В. Шубинский: «Тенденция к здоровому нравственному консерватизму пробивает себе дорогу в поэзии. Еще накануне кризиса усталость широкого читателя от цинической зауми московской элиты почувствовал и выразил народный бард Тимур Кибиров. Грубую гедонистическую буржуазность времен первоначального накопления сменяет «протестантская этика»…» [Эйхенбаум Б. М. Анна Ахматова. Опыт анализа. // Эйхенбаум Б. М. О поэзии. – Л.: Советский писатель (Лен. отд.), 1969., с. 308].
Обратимся к выводам. Этическое воздействие акмеизма на поэзию 2-й пол. ХХ в. в равной мере обусловлено как стихами Ахматовой, Гумилева и Мандельштама, так и их судьбами. Именно в этическом аспекте акмеизм ярче всего проявляет себя как идеологическое единство. Основные начала, которые формируют этический аспект существования акмеизма, – это: 1) идея ответственности перед бытием, обусловленная акмеистическим программным тезисом о признании самоценности каждого явления; 2) отказ от этического релятивизма рубежа веков и противопоставление ему позиции возврата к системе четко проявленных ценностей, базирующейся на основаниях христианской этики (отсюда – лейтмотивный статус понятий совести, греха, смирения, покаяния в поэзии Ахматовой, понятия жертвы – у Мандельштама, а также лейтмотивная идея самосовершенствования как долга человека перед самим бытием и Богом – в поэзии Гумилева).