В свое время акмеизмом был не только реабилитирован и принят «во всей совокупности красот и безобразий» окружающий человека реальный мир, но и восстановлен высокий ценностный статус слова. Этот ценностный статус слова в русской литературе рубежа веков восстанавливался постепенно, начиная с символистов, после того, как была осознана духовная пагубность обеднения художественного слова в «эпоху журнализма» 1870-80-х годов (об этом, в частности, говорит Ин. Анненский в статье «Бальмонт-лирик» в 1904 г. [Анненский Ин. Книги отражений. – М.: Наука, 1979. – 680 с., с. 93 – 97]).
Игровое развоплощение слова в постмодернизме довольно далеко от символистского мироотношения, но то, что объединяет сегодняшнюю ситуацию «преодоления постмодернизма» с ситуацией «преодоления символизма» в 1912 году, – это осознание того, что «с трансцендентным перебор. // К имманентному пора» [Кибиров Т. «Кто куда – а я в Россию…». – М.: Время, 2001. – 512 с., с. 438], как сформулировал Т. Кибиров в «Ответе Ю. Ф. Гуголеву».
С начала 1990-х гг. проблема снижения статуса слова в современной культуре впрямую сопрягается у Кибирова с проблемой не переоценки, а девальвации всех ценностей в эпоху постмодернизма. Например, в «Литературной секции» (1990 г.) мысль о связи слова с ценностным миром звучит как определение цели творчества: «…не для гранок и версток старался, // я, ты знаешь, я, в общем, спасать». А также: «я мечтал в моей юности бедной, // о другом, о каком-то таком, // самом главном, что все оправдает // и спасет!.. Ну хоть что-то спасет! // Жизнь поставит и смерть обыграет, // обмухлюет, с лихвою вернет!» [Кибиров Т. «Кто куда – а я в Россию…». – М.: Время, 2001. – 512 с., с. 170 – 171].
В 1919 году свою знаменитую статью «Крушение гуманизма» А. Блок закончил пророчеством о будущем человеке: «…движение гуманной цивилизации сменилось новым движением, которое… представляет из себя бурный поток, в котором несутся щепы цивилизации; однако в этом движении уже намечается новая роль личности, новая человеческая порода; цель движения – уже не этический, не политический, не гуманный человек, а человек – артист…» [Блок А. А. Собр. соч.: В 8-ми т. – Т.т. 1 – 8. – М.-Л.: ГИХЛ, 1960 – 1963., т. 6, с. 115].
В стихотворении «Проводы» оформленность, воплощенность человеческих чувств, их в прямом смысле одушевленность связаны с тем же светом-словом: «…там этот свет еще горит, // и наших чувств темнеющую силу // он называет и благодарит» [Седакова О. А. Стихи. – М.: Эн Эф Кью/Ту Принт, 2001. – 576 с., с. 26].