Main Menu

Поиск

Варапаев.ru - официальный партнер хостинга Beget

Варапаев.ru - официальный партнёр интернет-магазина "Лабиринт"

Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг

Своеобразным проявителем диаволической пустоты реальности,  наглядным выражением этой пустоты является кино для А. Белого. Именно в  таком  духе  трактует  он  кинематограф  в  статье  «Город»:  «Синематограф  царствует в городе, царствует на земле. /…/ Синематограф переступил границы  реальности. Больше, чем проповедь ученых и мудрецов – наглядно он показал всем,  что такое  реальность.  Она – дама, хворающая  насморком:  чихнула  и  лопнула. А мы-то, державшиеся за нее,  – мы-то где?» (цит. по: [Чалмаев В. А. Воскресивший слово… (В художественном мире Алексея  Ремизова) // Ремизов А. М. Неуемный бубен. Роман, повести, рассказы,  сказки, воспоминания. – Кишинев: Литература артистикэ, 1988, с. 109]). 

Алогичность, ослабленность семантических сюжетных связей  и  образного  строя  раннего  кинематографа  для  поэта-символиста также служат  знаками  мертвенности,  разрушения  гармоничного  миропорядка.  Эту  мысль  Белый  высказывает, отмечая связь с поэтикой кино драмы Блока «Незнакомка»: «Без  связи,  без  цели,  без  драматического  смысла,  мягко струит  на нас  гибнущая  душа ряд своих образов: символизм – ряд синематографических ассоциаций, бессвязность – вот смысл блоковской драмы. /…/ И подстреленная, насмерть подстреленная душа стремит на нас синематограф образов» [Чалмаев В. А. Воскресивший слово… (В художественном мире Алексея Ремизова) // Ремизов А. М. Неуемный бубен. Роман, повести, рассказы, сказки, воспоминания. – Кишинев: Литература артистикэ, 1988. – С. 3 –  22]. 

Для футуристов кино – это  материализованная  и  подкупающая  своей  «техничностью» возможность преобразования жизни, преображения ее, власти  над  ней,  это  прорыв  в  новый  мир,  и  в  отличие  от  Лосева,  футуристы  не  смущаются  тем,  что  в  этом  электрическом  мире  царит  «ограниченность и пустота американизма, машинное и матерое производство жизни и тепла» [Лосев А. Ф. Из ранних произведений. – М.: Правда, 1990. – 656 с., с. 439]. Характерно,  что  пафос  воспевания  машинного  мира,  неотъемлемой  частью  которого является кино, звучит и в  послеоктябрьских  «футуристических» стихах  того  же  Брюсова,  наглядно  демонстрируя,  сколь  естественно может эволюционировать образ  «электрических  светов»  от  магически-преображающего до циклопически-индустриального:  «дракон  бескрылый»,  каковым  предстает  в  стихотворении  Брюсова  «центродворец  мотомашин», – это новое воплощение властелина городской цивилизации, и это уже не утонченно-порочный, манящий  сверкающий  обман,  а  настоящее  хтоническое чудовище, в котором, однако, признается источник жизни: 

Здесь – сердце города, здесь – в жилы  

Столицы льются, вновь и вновь,   

Незримо зиждущие силы,  

Ее божественная кровь;  

Чтоб город жил в огнях оконных,  

В пыланьи лун на площадях;  

Чтоб гром трамваев неуклонных  

Не молк на спутанных путях;  

Чтоб в кино быстрые картины  

Сменялись в мерной череде;  

Чтоб дружно лязгали машины,  

Пот нефтяной струя в труде! [Брюсов В. Я. Собр. соч.: В 7-ми т. – Т.т. 2-3. – М.: Худ. лит., 1973-1974, т. 3, с. 408].

 Автор: Т.А. Пахарева

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

***

Яндекс.Метрика

*****

*******

*********