Main Menu

Поиск

Варапаев.ru - официальный партнер хостинга Beget

Обратимся  к выводам.  Этическое воздействие акмеизма  на  поэзию  2-й  пол.  ХХ в.  в  равной мере  обусловлено  как стихами  Ахматовой, Гумилева и  Мандельштама, так и их судьбами. Именно в этическом аспекте акмеизм ярче  всего проявляет себя как идеологическое единство. Основные начала, которые  формируют  этический  аспект  существования  акмеизма,  –  это:  1)  идея  ответственности перед бытием, обусловленная акмеистическим программным  тезисом о  признании  самоценности  каждого явления;  2) отказ от  этического  релятивизма  рубежа  веков  и  противопоставление  ему  позиции  возврата  к системе  четко  проявленных  ценностей,  базирующейся  на  основаниях  христианской этики  (отсюда  – лейтмотивный  статус  понятий совести,  греха,  смирения, покаяния в поэзии Ахматовой, понятия жертвы – у Мандельштама, а  также  лейтмотивная  идея  самосовершенствования  как  долга  человека  перед  самим бытием и Богом  –  в поэзии  Гумилева).

Из этих двух позиций только  вторая оказывается востребованной в поэзии последних десятилетий, на фоне  типологического  сходства  ситуаций  «преодоления  символизма»  и  «преодоления  постмодернизма»  на  обоих  рубежах  ХХ  в. 

Наиболее  четко  сходство позиций акмеизма и современного нового консерватизма проявляется  в поэзии Т. Кибирова.  Более  широко  и  в  то  же  время  более  специфично  этическое  влияние  акмеизма на поэзию  2-й пол. ХХ в. распространяется на область восприятия  биографий  акмеистов.  Акмеизм  прочитывается  сквозь  призму  этического  и  неразрывно  связанного  с  ним  политического  выбора. 

Право  эстетического  наследования  акмеизму  впрямую  связывается  с  необходимостью  выхода  из  пространства  официальной литературы.  Акмеизм в полной мере реализуется  как  «общественное  явление  в  русской  истории»  [Мандельштам О. Соч.: В 2-х т. – М.: Худ. лит., 1990.,  т.2,  с.  186],  поскольку  воспринимается как течение, последовательно оппозиционное по отношению к  советской власти:  «В сопротивлении режиму всего устойчивее были главные  поэты акмеизма» [Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т.2. Статьи о русской литературе. – М.:  Языки русской культуры, 2000. – 880 с., с. 476], – безапелляционно утверждает Вяч. Вс. Иванов, относившийся к числу тех молодых людей, чье мировоззрение формировалось под прямым биографическим влиянием Ахматовой.

В 1960-80-х гг. акмеизм, таким образом, становится одним из главных ориентиров, исходя из которых  формируется художественная идеология неофициальной поэзии, а сами фигуры  поэтов-акмеистов играют в этой идеологии роль «примеров» (exempla).  

В  целом  нужно  подчеркнуть,  что  этические  аспекты  как  поэтической  идеологии  акмеизма,  так  и  восприятия  акмеизма  в  поэзии  2-й  пол.  ХХ  в.  неразрывно  связаны  с  проблематикой  личного  бытия  в  истории  и  в  значительной  мере  обусловлены  ею.  И  в  самом  акмеизме,  и  в  поэзии  его наследников  этическая  сторона  художественной  личности  проявляется  по  преимуществу  в  обстоятельствах,  связанных  с  пребыванием  личности  в  историческом  пространстве,  и,  следовательно,  такие  краеугольные  начала  акмеистической  ценностной  системы,  как  историзм  и  этикоцентризм,  художественно реализуются только во взаимной соотнесенности.  

Автор: Т.А. Пахарева

Предыдущя статья здесь, продолжени здесь.

***

*****