Обратимся к выводам. Этическое воздействие акмеизма на поэзию 2-й пол. ХХ в. в равной мере обусловлено как стихами Ахматовой, Гумилева и Мандельштама, так и их судьбами. Именно в этическом аспекте акмеизм ярче всего проявляет себя как идеологическое единство. Основные начала, которые формируют этический аспект существования акмеизма, – это: 1) идея ответственности перед бытием, обусловленная акмеистическим программным тезисом о признании самоценности каждого явления; 2) отказ от этического релятивизма рубежа веков и противопоставление ему позиции возврата к системе четко проявленных ценностей, базирующейся на основаниях христианской этики (отсюда – лейтмотивный статус понятий совести, греха, смирения, покаяния в поэзии Ахматовой, понятия жертвы – у Мандельштама, а также лейтмотивная идея самосовершенствования как долга человека перед самим бытием и Богом – в поэзии Гумилева).
Из этих двух позиций только вторая оказывается востребованной в поэзии последних десятилетий, на фоне типологического сходства ситуаций «преодоления символизма» и «преодоления постмодернизма» на обоих рубежах ХХ в.
Наиболее четко сходство позиций акмеизма и современного нового консерватизма проявляется в поэзии Т. Кибирова. Более широко и в то же время более специфично этическое влияние акмеизма на поэзию 2-й пол. ХХ в. распространяется на область восприятия биографий акмеистов. Акмеизм прочитывается сквозь призму этического и неразрывно связанного с ним политического выбора.
Право эстетического наследования акмеизму впрямую связывается с необходимостью выхода из пространства официальной литературы. Акмеизм в полной мере реализуется как «общественное явление в русской истории» [Мандельштам О. Соч.: В 2-х т. – М.: Худ. лит., 1990., т.2, с. 186], поскольку воспринимается как течение, последовательно оппозиционное по отношению к советской власти: «В сопротивлении режиму всего устойчивее были главные поэты акмеизма» [Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т.2. Статьи о русской литературе. – М.: Языки русской культуры, 2000. – 880 с., с. 476], – безапелляционно утверждает Вяч. Вс. Иванов, относившийся к числу тех молодых людей, чье мировоззрение формировалось под прямым биографическим влиянием Ахматовой.
В 1960-80-х гг. акмеизм, таким образом, становится одним из главных ориентиров, исходя из которых формируется художественная идеология неофициальной поэзии, а сами фигуры поэтов-акмеистов играют в этой идеологии роль «примеров» (exempla).
В целом нужно подчеркнуть, что этические аспекты как поэтической идеологии акмеизма, так и восприятия акмеизма в поэзии 2-й пол. ХХ в. неразрывно связаны с проблематикой личного бытия в истории и в значительной мере обусловлены ею. И в самом акмеизме, и в поэзии его наследников этическая сторона художественной личности проявляется по преимуществу в обстоятельствах, связанных с пребыванием личности в историческом пространстве, и, следовательно, такие краеугольные начала акмеистической ценностной системы, как историзм и этикоцентризм, художественно реализуются только во взаимной соотнесенности.
Автор: Т.А. Пахарева