В связи с отрицанием романтизма в современной поэзии и его акмеистическим контекстом необходимо также добавить несколько замечаний к теме апологии домашности в кибировском «Послании Ленке». В целом оппозиция «романтизм» – «мещанство» в поэтическом словаре Кибирова равнозначна оппозиции «разрушение» – «созидание», «агрессия» – «доброта», «смерть» – «жизнь», «бесчеловечное» – «человечное» и под. Здесь, в творчестве Кибирова, таким образом, акмеистическое неприятие дионисийских стихийных проявлений революционного романтизма облекается в ту апологию домашности, которую в период революционного слома можно найти и у М. Булгакова (в его «Белой гвардии» с ее мифом о Доме, о «кремовых шторах» и абажуре как символах нерушимости жизни), и у А. Ремизова (во «Взвихренной Руси» сформулировавшего современную дилемму: «Революция или чай пить?» – и решительно выбравшего последнее), и у В. Розанова. Эта же мысль звучит уже на обобщенном до исторического масштаба уровне и в статьях Мандельштама начала 20-х годов с проходящей по ним лейтмотивом идеей «всемирной домашности на потребу человека» [Мандельштам О. Соч.: В 2-х т. – М.: Худ. лит., 1990., т. 2, с. 206].
Современные исследователи неоднократно уже комментировали проблематику, связанную с домом, миром вещей, окружающих человека в его частной жизни, в эпоху великих перемен. Так, Т. В. Цивьян, анализируя примеры из прозы А. Ремизова, К. Вагинова, О. Мандельштама, говорит об амбивалентности семантики вещи в историческом контексте: «…в минуты роковые с особенной очевидностью обнаруживается двойственная природа вещей и остро ощущается как родство с вещами, так и их выморочность, ненужность.
Вещный код становится одним из способов описания послереволюционной судьбы России: гибель мира, его беспощадное разрушение и уничтожение начинается с гибели вещей, то есть с уничтожения дома как центра и средоточия человеческого микрокосмоса» [Цивьян Т. В. Материалы к поэтике Анны Ахматовой // Ученые записки Тартуского университета. Труды по знаковым системам. – Т. ІІІ. – Тарту, 1967., с. 127].
Анализируя «антиавангардную» парадигму, в которую вписывается и акмеизм, в русской литературе ХХ века, В. Курицын также выделяет мотив дома, приватного пространства в «антиавангардной» литературе как принципиально важный в художественной картине мира эпохи социальных катаклизмов: «Метафизические бездны превращались в социальные. Один из ярких антиавангардных мотивов первых десятилетий ХХ века связан с попытками защитить приватное пространство, продемонстрировать ценность частной жизни, утвердить образ дома, гнезда, частного укрытия» [Курицын В. Русский литературный постмодернизм. – М.: ОГИ, 2001. – 288 с., с. 70].
В современной поэзии, кроме Кибирова, идея «домашности» убедительно звучит у многих близких Кибирову по пафосу поэтов (у К. Гадаева, М. Кукина) и несколько иначе, но, на наш взгляд, весьма убедительно, у В. Павловой, свое поэтическое кредо сформулировавшей так:
И долго буду тем любезна,
что на краю гудящей бездны
я подтыкала одеяла
и милость к спящим призывала [Павлова В. Совершеннолетие. – М.: ОГИ, 2001. – 352 с., с. 307].
Не будет преувеличением сказать, что в контексте событий истории ХХ века, с его тотально развернувшимся процессом дегуманизации, это отстаивание ценностей домашнего очага, человеческого уюта, того самого «бестолкового овечьего тепла», по которому тосковал Мандельштам, равнозначно возвращению гуманистического начала в дегуманизированный мир. Напомню, что одной из культурных и одновременно этических задач, сформулированных Мандельштамом по отношению к себе и к тем, кого он обозначал словом «мы», было «европеизировать и гуманизировать двадцатое столетие, согреть его телеологическим теплом» [Мандельштам О. Соч.: В 2-х т. – М.: Худ. лит., 1990., т. 2, с. 200 – 201].
В сущности, ту же тенденцию имеет в виду О. Седакова, когда пишет о том, что Бродским и его поколением был возвращен в литературу пафос человечности, жалости к человеку, когда страсть к свободе является «антиреволюционерской, антинасильственной… В стране, перенасыщенной насилием и презрением к человеку, другая, негуманистическая оппозиция не была бы радикальной» [Седакова О. А. Кончина Бродского // Лит. обозрение. – М., 1996. – № 3, с. 12].
Автор: Т.А. Пахарева