С преодолением постмодернистского иронизирования связано появление ряда новых либо возрождение в новом качестве традиционных поэтических мотивов, в частности, явственно актуализировался в современной поэзии мотив возврата к ценностям детства – не только в виде восстановления ценности детских воспоминаний и впечатлений, но и в форме, провозглашенной еще Мандельштамом: «Только детские книги читать, // Только детские думы лелеять» [Мандельштам О. Соч.: В 2-х т. – М.: Худ. лит., 1990., т. 1, с. 66].
Именно на этом мандельштамовском призыве выстроено все стихотворение Л. Лосева «Гуттаперча», с его острой ностальгией по чувствительности и отрицанием иронии [Лосев Л. Собранное: Стихи. Проза. – Екатеринбург: У-Фактория, 2000. – 624 с., с. 383].
«Детские книжки» впрямую ассоциируются в современном контексте прежде всего с таким миром, в котором продолжает действовать четкое различение добра и зла, отринутое «взрослым» миром. О детском чтении как главном источнике «воспитания чувств» пишет С. Гандлевский в эссе «Чтение в детстве» [Гандлевский С. Порядок слов: стихи, повесть, пьеса, эссе. – Екатеринбург: У-Фактория, 2000. – 432 с., с. 399 – 402].
О том же говорит и Кибиров, вновь апеллируя к Мандельштаму: «Только детские книжки читать! // Нет, буквально – не «Аду» с «Улиссом», // а, к примеру, «Волшебную зиму // в Муми-доле»… // А если б еще и писать!..» [Кибиров Т. «Кто куда – а я в Россию…». – М.: Время, 2001. – 512 с., с. 422]. Эта мысль о детском чтении как источнике ясных, неамбивалентных представлений о добре и зле звучит лейтмотивом и во всем сборнике Кибирова «Нотации», из которого взято процитированное стихотворение. Так, в стихотворении «Сэр Уилфред Айвенго, а не д’Артаньян…» именно с детским чтением сопряжено усвоение твердых этических принципов: «Сэр Уилфред Айвенго, а не д’Артаньян // был мне в детстве в наставники дан. // Я уроки его затвердил наизусть. // И хотя я и вырос бездельник и трус, // хоть не раз нарушал я священный завет, // я хоть знаю, что плохо, что нет» [Кибиров Т. «Кто куда – а я в Россию…». – М.: Время, 2001. – 512 с., с. 422].
Автор: Т.А. Пахарева