Main Menu

Поиск

Варапаев.ru - официальный партнер хостинга Beget

В унисон  Ахматовой  выстраивается  не  только  «дыхание»  этого  стихотворения, но и его сюжет: сюжет о подчинении поэта трудному «жребию»  наследника  «русской  музы»,  причем  расплатой  за  такое  «наследство»  становится  вся  прежняя  благополучная  жизнь,  абсолютно  несовместимая  с  этим трудным жребием. Как и  в стихах Ахматовой, поэт воспринимает себя  невольником  этого  жребия,  никогда  не  стремившимся  к  такой  судьбе  и  не  склонным героизировать собственную персону  (ср. у Ахматовой:  «О, кто бы  мне тогда сказал, // Что я наследую все это» [Ахматова А. Соч.: В 2-х т. – М.: Огонек, 1990, т. 1, с. 243]).

У Рейна наследник  «русской музы» неявно, но все же уподобляется испуганному Дон Жуану («Как страшно приближаться к русской музе»), вынужденному ответить на «пожатье каменной десницы»: «И  тяжело  пожатье  и  всесильно».  Приятие  жребия  русского  поэта у  Рейна, как и  у  Ахматовой,  не  сопряжено  с  радостью;  это,  действительно, «меньше всего благодать» [Ахматова А. Соч.: В 2-х т. – М.: Огонек, 1990., т. 1, с. 296] – «она вас никогда не  пожалеет». Эта строка в равной мере обращена и к ахматовскому пониманию самой природы творчества  как  безжалостной  («Жестче,  чем  лихорадка,  оттреплет»  [Ахматова А. Соч.: В 2-х т. – М.: Огонек, 1990.,  т.  1,  с.  278]), и к ее осмыслению своей судьбы поэта, переживающего апокалиптически жестокое время:        

В душной изнывала я истоме,         

Задыхалась в смраде и крови,       

Не могла я больше в этом доме…       

Вот когда железная Суоми       

Молвила: «Ты все узнаешь, кроме       

Радости. А ничего, живи!» [Ахматова А. Соч.: В 2-х т. – М.: Огонек, 1990, т. 1, с. 246].

На образный словарь Ахматовой ориентирована и основная  метафора  стихотворения Рейна – метафора жизни, в единстве ее прошлого и будущего, в целостности  свершения  судьбы  представляемой  как  дом.  О  значимости  метафоры  дома в творчестве  Ахматовой  писала  О.  Седакова, выделившая  следующие основные значения образа дома у Ахматовой: «Дом – это родина…,  творчество, жизнь… Дом – век… Произведения литературы – дома… Дом… –  такой же сквозной символ Ахматовой, как путь и открытое пространство – А. Блока» [Седакова О. А. Проза. – М.: Эн Эф Кью/Ту Принт, 2001. – 960 с., с. 547].  

Автор: Т.А. Пахарева

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

***

*****