После Ахматовой и Мандельштама взаимодействие со временем в контексте катастрофы в наиболее полной мере отражено и в лирическом герое И. Бродского. Со свойственным ему стоицизмом Бродский пытается выработать позицию внутреннего сопротивления катастрофизму времени, подразумевая под этим не столько вызов своей эпохе, попытки поединка с ней, сколько мужественное игнорирование ее, то, что Ахматова определяла как «великолепное презренье». «Я жизни своей не люблю, не боюсь, // я с веком своим ни за что не борюсь» [Бродский И. Сочинения в четырех томах. – Т.т. 1 – 4. – СПб.: Культурно- просветительское общество «Пушкинский фонд». Издательство «Третья волна» (Париж – Москва – Нью-Йорк). – 1992 – 1995, т. 1, с. 190], – сформулировал он в качестве кредо еще в 1962 году.
Он говорит в одном из интервью о позиции людей своего поколения: «Им действительно выпал отвратительный жребий, всем им в этом веке, тем, кто имел несчастье родиться в двадцатые и тридцатые годы, – война и все прочее. Все равно я думаю, что некоторые из них слишком носились со своими несчастьями и катастрофами. Они в каком-то смысле преуспевали за счет этого, они строили вокруг этого свою идентичность… Ведь идентичность поэта должна строиться скорее на строфах, а не на катастрофах…» [Бродский И. Большая книга интервью. Второе, исправленное и дополненное издание. – М.: Захаров, 2000. – 704 с., с. 70]. Этой сосредоточенности на собственных несчастьях Бродский противопоставлял позицию сдержанности, которую считал унаследованной от Ахматовой: «Главный урок, воспринятый мною от знакомства с Ахматовой как с человеком и как с поэтом, – это урок сдержанности – сдержанности по отношению ко всему, что с тобой происходит – как приятное, так и неприятное. Этот урок я усвоил, думаю, на всю жизнь. В этом смысле я действительно ее ученик. Во всех остальных я не сказал бы этого; но в этом отношении – и оно решающее – я вполне достойный ее ученик» (цит. по: [Полухина В. «Я входил вместо дикого зверя в клетку…» // Как работает стихотворение Бродского. Сборник статей. – М.: Новое литературное обозрение, 2002. – С. 133 – 158, с. 155]). Отказ от спекуляций на тему катастрофизма современности не означает однако игнорирования Бродским того драматизма, который сопровождает взаимодействие человека со временем. В интервью Дж. Глэду он говорит: «…то, что меня более всего интересует и всегда интересовало на свете…, – это время и тот эффект, какой оно оказывает на человека, как оно его меняет, как обтачивает, то есть это такое вот практическое время в его длительности. Это, если угодно, то, что происходит с человеком во время жизни, то, что время делает с человеком, как оно его трансформирует» [Бродский И. Большая книга интервью. Второе, исправленное и дополненное издание. – М.: Захаров, 2000. – 704 с., с. 110].
Одно из первых уточнений Бродского по существу пребывания героя его поэзии во времени – это поэма «Гость» (1961 г.). Две основных метафоры, в которых (между полюсами которых) развернут мир поэмы, – это дом (комната) и разведенный мост. Разъединенное пространство определяет собой композицию поэмы: вся она развернута между двумя обрамляющими образами разведенных мостов («Вдали Литейный мост. Вы сами видите – он крыльями разводит», – этот образ завершает пространство «улицы» в первой главе, и: «Разводятся мосты, ракеты, киноленты, переломы…» – в конце последней главы). Мост как символ перехода из одного мира в другой, как образ соединения разных миров меняет свою традиционную семантику на прямо противоположную. И как гость здесь является «Гостем Времени», так и мост – тоже скорее темпорален, чем буквально пространствен. Пространство прочного, закрепленного бытом и твердым жизненным укладом Дома здесь оказывается фикцией:
Вот комната, не знавшая детей,
Вот комната родительских кроватей.
А что о ней сказать? Не чувствую ее,
Не чувствую, могу лишь перечислить [Бродский И. Сочинения в четырех томах. – Т.т. 1 – 4. – СПб.: Культурно- просветительское общество «Пушкинский фонд». Издательство «Третья волна» (Париж – Москва – Нью-Йорк). – 1992 – 1995, т. 1, с. 57].
Образ комнаты, «не знавшей детей», перекликается с сонетом Гумилева о Дон Жуане ( «Я вспоминаю, что, ненужный атом, // Я не имел от женщины детей // И никогда не звал мужчину братом»), но не имеет того оценочного пафоса, который есть в стихотворении Гумилева. Разрыв цепи поколений в поэме Бродского самодовлеющ, он не требует восстановления. Главной экзистенциальной ролью является роль Гостя, уже в этой ранней поэме предрешая развитие в поэзии Бродского ее едва ли не магистрального мифа о состоянии свободы как состоянии перемещения в пространстве, незакрепленности в нем – упоминавшегося выше мифа о «кочевнике». Если проецировать позицию Бродского в этой поэме на поэзию его учителей в Серебряном веке, то между акмеистической позицией «склеивания» позвонков двух столетий, восстановления прерванных временных цепей и цветаевской позицией Отказа и ее же образом «гостя случайного» в своем времени, Бродский безусловно оказывается в «силовом поле» Цветаевой. Ее Гаммельн, проглядывающий за Петербургом в поэме Бродского, окончательно канонизирует образ Гостя – Крысолова, которым предрешен разрыв с пространством (временем) Дома, семьи, с непрерывностью цепи поколений:
Здесь родина. Здесь – будто без прикрас,
Здесь – прошлым днем, и нынешним театром,
Но завтрашний мой день не здесь. О, завтра,
Друзья мои, вот комната для вас [Бродский И. Сочинения в четырех томах. – Т.т. 1 – 4. – СПб.: Культурно- просветительское общество «Пушкинский фонд». Издательство «Третья волна» (Париж – Москва – Нью-Йорк). – 1992 – 1995, т. 1, с. 56].
Гость, пилигрим, тот,
Кто прожил жизнь, однако же не став
Ни жертвой, ни участником забав,
В процессию по случаю попав [Бродский И. Сочинения в четырех томах. – Т.т. 1 – 4. – СПб.: Культурно- просветительское общество «Пушкинский фонд». Издательство «Третья волна» (Париж – Москва – Нью-Йорк). – 1992 – 1995, т. 1, с. 96], – это главный герой молодого Бродского. В его стихах 60-х г.г. многие автометаописательные приемы направлены на создание впечатления отрывочности, случайности, фрагментарности (заглавия, автокомментарии в текстах стихов, синтаксис). И соответствующее этому герою и этой поэтике кредо сформулировано в «Отрывке» («Я не философ. Нет, я не солгу…») 1964 г.:
Я не гожусь ни в дети, ни в отцы.
Я не имею родственницы, брата.
Соединять начала и концы
Занятие скорей для акробата [Бродский И. Сочинения в четырех томах. – Т.т. 1 – 4. – СПб.: Культурно- просветительское общество «Пушкинский фонд». Издательство «Третья волна» (Париж – Москва – Нью-Йорк). – 1992 – 1995, т. 1, с. 397]
Опять пятистопный ямб, отрицательные конструкции «не гожусь», «не имею», рифма на «брата» напоминают о гумилевском Дон Жуане – и опять с противоположным оценочным пафосом, с безоговорочным отказом «соединять начала и концы».
«Эстафета поколений» же – это память о том, что уже не существует:
Вот так по старой памяти собаки
На старом месте задирают лапу.
Ограда снесена давным-давно,
Но им, должно быть, грезится ограда.
Их грезы перечеркивают явь.
…………………………………
Вот это и зовут: «собачья верность».
И если довелось мне говорить
Всерьез об эстафете поколений,
То верю только в эту эстафету.
Вернее, в тех, кто ощущает запах [Бродский И. Сочинения в четырех томах. – Т.т. 1 – 4. – СПб.: Культурно- просветительское общество «Пушкинский фонд». Издательство «Третья волна» (Париж – Москва – Нью-Йорк). – 1992 – 1995, т. 2, с. 12].
Отрывочность (мозаичность) пребывания во времени оформляется постепенно в одну из основных метафор Бродского – метафору маятника (См. о ней: [Ранчин А. «На пиру Мнемозины»: Интертексты Бродского. – М.: Новое литературное обозрение, 2001. – 464 с., с. 41]). Впервые она выходит на первый план в финале «Рождественского романса»: «как будто жизнь качнется вправо, // качнувшись влево», – и сразу вписывается в ряд метафизических образов поэзии Бродского. Маятник становится композиционным принципом и основой образного ряда поэмы «Зофья», тем самым подтверждая свой статус лейтмотива в его поэзии начала 60-х. Перечислительный ряд, развернутый в финале поэмы, подтверждает особую онтологическую значимость образа маятника, в семантике которого выделен не только смысл ритмического чередования сущностных начал жизни, вписывающий образ маятника в ряд метафор «вечного возвращения», но и заключенная в звукообразе слова «маятник» идея обреченности страданию, «маете»:
Ты, маятник, душа твоя чиста,
Ты маятник от яслей до креста…
………………………………….
Ты маятник внизу и наверху,
Ты маятник страданью и греху,
Ты маятник от уличных теней
До апокалиптических коней [Бродский И. Сочинения в четырех томах. – Т.т. 1 – 4. – СПб.: Культурно- просветительское общество «Пушкинский фонд». Издательство «Третья волна» (Париж – Москва – Нью-Йорк). – 1992 – 1995, т. 1, с. 182].
Принцип маятника, не останавливающегося ни в одной их полярных точек своего движения, воплощен и в образе героя-изгоя, «постороннего», не возвращающегося в родные места:
Не жилец этих мест,
Не мертвец, а какой-то посредник,
Совершенно один
Ты кричишь о себе напоследок:
Никого не узнал,
Обознался, забыл, обманулся,
Слава Богу, зима.
Значит, я никуда не вернулся [Бродский И. Сочинения в четырех томах. – Т.т. 1 – 4. – СПб.: Культурно- просветительское общество «Пушкинский фонд». Издательство «Третья волна» (Париж – Москва – Нью-Йорк). – 1992 – 1995, т. 1, с. 220].
Незакрепленность маятника в пространстве-времени становится обозначением незакрепленности героя поэзии Бродского в самом бытии. Если в эссе это «меньше, чем единица», то в поэзии это Одиссей-Никто (об оппозиции «я» и «никто» в художественном мире Бродского в связи с «маятниковой» природой его поэтического мышления см.: [Служевская И. Поздний Бродский: путешествие в кругу идей // Иосиф Бродский и мир. Метафизика. Античность. Современность. – СПб.: АОЗТ «Журнал «Звезда», 2000. – С. 9 – 35, с. 17]; о «никто» как лирическом герое Бродского – [Ранчин А. «На пиру Мнемозины»: Интертексты Бродского. – М.: Новое литературное обозрение, 2001. – 464 с., с. 33]; [Баткин Л. Тридцать третья буква: Заметки читателя на полях стихов Иосифа Бродского. – М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1997. – 333 с., с. 296]). Ответ хитроумного Улисса циклопу буквально принят в индивидуальном мифе Бродского об Одиссее – царе без царства, отце без сына:
И восходит в свой номер на борт по трапу
Постоялец, несущий в кармане граппу,
Совершенный никто, человек в плаще,
Потерявший память, отчизну, сына… [Бродский И. Сочинения в четырех томах. – Т.т. 1 – 4. – СПб.: Культурно- просветительское общество «Пушкинский фонд». Издательство «Третья волна» (Париж – Москва – Нью-Йорк). – 1992 – 1995, т. 2, с. 318]
И если кто-нибудь спросит: «кто ты?» ответь: «кто я,
Я – никто», как Улисс некогда Полифему [Бродский И. Сочинения в четырех томах. – Т.т. 1 – 4. – СПб.: Культурно- просветительское общество «Пушкинский фонд». Издательство «Третья волна» (Париж – Москва – Нью-Йорк). – 1992 – 1995, т. 3, с. 169].
С течением времени с метафорой маятника связывается не только общая мифология изгойства у Бродского, но и миф о разлученности отца и сына – еще один индивидуально осмысленный вариант идеи разрыва связи времен. Этот мотив развит в его поэзии и в биографическом, и в сакральном планах (как в «Реквиеме» Ахматовой). Начало развертыванию мифа об обоюдном сиротстве отца и сына положено в «Исааке и Аврааме», где библейское испытание готовности к принесению в жертву сына в истории, развернувшейся уже за пределами Ветхого Завета, оборачивается вечным жертвоприношением:
И Снова жертвА на огне Кричит:
Вот то, что «ИСААК» по-русски значит [Бродский И. Сочинения в четырех томах. – Т.т. 1 – 4. – СПб.: Культурно- просветительское общество «Пушкинский фонд». Издательство «Третья волна» (Париж – Москва – Нью-Йорк). – 1992 – 1995., т. 1, с. 280].
Сюжет о спасении в финале поэмы Бродского становится сюжетом о забвении спасения. В 1967 г. пишется стихотворение «Сын! Если я не мертв, то потому…», в котором личная боль выталкивает мотив разлуки с сыном в ряд первостепенно значимых мотивов Бродского. Но при всей его острой биографичности литературный подтекст не остается отброшенным. По сути, это речь шекспировского Призрака, выстроенная по принципу «наоборот». Финальный призыв к сыну: «Услышь меня, отец твой не убит», – звучит зеркальным отражением призыва к Гамлету слушать об убийстве отца в сцене с Призраком. При этом Призрак, услышанный сыном, оказывается в более утешительном положении, чем живой отец, вопиющий к не знающему его сыну в пустоту разлуки. Мотив потери сына продолжается в «Литовском дивертисменте»:
Дом разграблен. Стада у него – свели.
Сына прячет пастух в глубине пещеры.
И теперь перед ним – только край земли,
И ступать по водам не хватит веры [Бродский И. Сочинения в четырех томах. – Т.т. 1 – 4. – СПб.: Культурно- просветительское общество «Пушкинский фонд». Издательство «Третья волна» (Париж – Москва – Нью-Йорк). – 1992 – 1995, т. 2, с. 268].
Сюжет о скитающемся отце, разлученном с сыном, естественно, не позволяет образу Одиссея надолго исчезать из поэзии Бродского, и Одиссей становится не только символом скитальца поневоле, но и символом отца, разлученного с сыном («Одиссей Телемаку»). При этом важно, что во всех стихах Бродского, в которых герой уподоблен Улиссу, нет речи о возможном благополучном возвращении на родную Итаку, как и о самом стремлении вернуться домой. Бездомность, невозможность вернуться, бесповоротность разлуки в мире Бродского и в его мифе об Улиссе заострены еще и мотивом утраты памяти, когда странствие не делает героя «пространством и временем полным», но, наоборот, опустошает:
…когда так долго странствуешь, и мозг
уже сбивается, считая волны,
глаз, засоренный горизонтом, плачет,
и водяное мясо застит слух.
Не помню я, чем кончилась война,
И сколько лет тебе сейчас, не помню [Бродский И. Сочинения в четырех томах. – Т.т. 1 – 4. – СПб.: Культурно- просветительское общество «Пушкинский фонд». Издательство «Третья волна» (Париж – Москва – Нью-Йорк). – 1992 – 1995, т. 2, с. 301].
И даже если возвращение на Итаку все же состоится, оно станет не обретением утраченного, а самым наглядным подтверждением утраты:
Воротиться сюда через двадцать лет,
Отыскать в песке босиком свой след.
И поднимет барбос лай на весь причал
Не признаться, что рад, а что одичал [Бродский И. Сочинения в четырех томах. – Т.т. 1 – 4. – СПб.: Культурно- просветительское общество «Пушкинский фонд». Издательство «Третья волна» (Париж – Москва – Нью-Йорк). – 1992 – 1995, т. 3, с. 232].
Даже «собачья верность» обладает ограниченным сроком действия, окончательно компрометируя идею «эстафеты поколений». Небезынтересно отметить, что по отношению к акмеистической интерпретации образа Одиссея (и у Гумилева, и у Мандельштама в соответствующих стихах) интерпретация Бродского вновь выглядит полемично, как и в случае с Дон Жуаном.
Апофеозом и сыновнего, и отеческого сиротства, его абсолютным, сакральным эталоном в мире Бродского становится история Сына Божьего (об автобиографизме сюжета разлуки Бога-Отца с Сыном у Бродского см.: [Ранчин А. «На пиру Мнемозины»: Интертексты Бродского. – М.: Новое литературное обозрение, 2001. – 464 с., с. 65]). Рождественские стихи – особенно поздние, начиная с «Рождественской звезды» (1987 г.), – последовательно представляют Рождество как взаимное отражение одиночеств Отца и Сына. Младенец и звезда как «взгляд Отца» предельно удалены друг от друга, как две «точки» по разные стороны Вселенной. Именно эта удаленность трижды подчеркнута в «Рождественской звезде»:
…на лежащего в яслях ребенка, издалека,
из глубины Вселенной, с другого ее конца,
звезда смотрела в пещеру.
И это был взгляд Отца [Бродский И. Сочинения в четырех томах. – Т.т. 1 – 4. – СПб.: Культурно- просветительское общество «Пушкинский фонд». Издательство «Третья волна» (Париж – Москва – Нью-Йорк). – 1992 – 1995, т. 3, с. 127].
Этот мотив развивается еще более решительно в Рождественском стихотворении 1989 г. «Представь, чиркнув спичкой, тот вечер в пещере…»:
Представь, что Господь в Человеческом Сыне
Впервые Себя узнает на огромном
Впотьмах расстояньи: бездомный в бездомном [Бродский И. Сочинения в четырех томах. – Т.т. 1 – 4. – СПб.: Культурно- просветительское общество «Пушкинский фонд». Издательство «Третья волна» (Париж – Москва – Нью-Йорк). – 1992 – 1995, т. 3, с. 190].
Пустыня, одиночество, изгойство среди людей становятся обратной стороной Богосыновства:
Привыкай к пустыне, милый,
И к звезде,
Льющей свет с такою силой
В ней везде,
Будто лампу жжет, о сыне
В поздний час
Вспомнив, тот, кто сам в пустыне
Дольше нас [Бродский И. Сочинения в четырех томах. – Т.т. 1 – 4. – СПб.: Культурно- просветительское общество «Пушкинский фонд». Издательство «Третья волна» (Париж – Москва – Нью-Йорк). – 1992 – 1995, т. 3, с. 212].
Само воплощение Бога в человеке осмыслено здесь как воплощение Его одиночества, и только во взаимном отражении одиночеств Отца и Сына может состояться их парадоксальное соединение – разлука как встреча.
Таким образом, ретроспективное восстановление связи поколений и – в них – связи времен последовательно отвергается поэзией Бродского, запретившего себе «соединять начала и концы» с такой же решительностью, с какой он «запретил себе даже думать о «читателе, советчике, враче» [Гандлевский С. Порядок слов: стихи, повесть, пьеса, эссе. – Екатеринбург: У-Фактория, 2000. – 432 с., с. 335]. Если учесть, что соединение прерванной цепи времен является одним из магистральных мотивов акмеизма, то полемика Бродского именно с этим программным мотивом поэтической мифологии акмеизма в соединении с его же формулированием задач своего поколения в культуре как задач сохранения культурного наследия и продолжения культурной традиции (об этом он говорит, в частности, в «Нобелевской лекции») представляется попыткой найти новую парадоксальную форму бытия в культуре как антиномичного совмещения модусов разрыва и единства. «Своею кровью склеить» уже ничего невозможно. Героическому порыву Мандельштама к соединению звеньев прерванной временной цепи в новом историческом контексте больше соответствует позиция стоического индивидуализма, о которой говорит в связи с Бродским О. Седакова: «Императив «частного лица», который он заявил, и был центральной – гражданской, этической, эстетической, в конце концов, государственной – задачей времени. Эта частность личного существования приняла у Бродского монументальный масштаб» [Седакова О. А. Воля к форме // Новое лит. обозрение. – М., 2000. – № 45. – С. 232 – 236, с. 233].
Автор: Т.А. Пахарева