Одной из важнейших проблем при анализе художественного произведения является проблема жанра.
«Кавказ» (1937), «Галя Ганская» (1940), «В Париже» (1938), «Генрих» (1940), «Чистый понедельник» (1944), «Степа» (1938), «Муза» (1938)...
В основе новеллы «Кавказ» лежит любовный треугольник: он — она — ее муж. Отметим, что здесь у действующих лиц нет имен, да они и не важны И.А. Бунину, важна лишь ситуация, в которую герои попадают, их взаимоотношения.
Любовь как смысл жизни позиционируется И.А. Буниным и в четырех других упомянутых нами новеллах. И также реализуется на уровне подтекста.
Новеллы, образующие вторую группу, вполне традиционны. Они отличаются упрощенным конфликтом...
Особенностью новеллы «Кума» является то, что по своему построению она напоминает сценарий.
Итак, новеллы, входящие в состав цикла «Темные аллеи», имеют ряд особенностей, позволяющих говорить о новаторстве И.А. Бунина в этом жанре.
Помимо новелл в книгу «Темные аллеи» входят произведения, по своей структуре относящиеся к жанру рассказа.
Любовь, настоящая, подлинная, у И.А. Бунина «природное» чувство, божественный дар.
Кроме рассказов, в которых И.А. Бунин выступает как писатель-новатор, в цикле «Темные аллеи» есть произведения, выдержанные в традиционных рассказовых рамках.
Произведения «Камарг» (1944), «Сто рупий» (1944), «Часовня» (1944), «Смарагд» (1940), «Волки» (1940), «Качели» (1945), «Красавица» (1940), «Дурочка» (1940), «Второй кофейник» (1944) - это миниатюры, названные Н.П. Евстафьевой «стихотворениями в прозе» из-за свойственной им глубокой лиричности.
Вторую группу лирических миниатюр составляют произведения «Смарагд», «Волки», «Качели», «Дурочка», «Красавица», «Второй кофейник». Они имеют повествовательный характер и наиболее близки к тургеневским стихотворениям в прозе.