«Кавказ» (1937), «Галя Ганская» (1940), «В Париже» (1938), «Генрих» (1940), «Чистый понедельник» (1944), «Степа» (1938), «Муза» (1938), «Анти­ гона» (1940), «Визитные карточки» (1940), «Зойка и Валерия» (1940), «Кума» (1943), «Дубки» (1943), «Мадрид» (1944), «Пароход «Саратов» (1944), «Ворон» (1944), «Весной, в Иудее» (1946), «Ночлег» (1949). Все эти произведения обладают новеллистическими признаками. Однако Н.П. Евстафьева подразделяет новеллы еще на две группы с точки зрения «специфики сюжетно-композиционной реализации конфликта» [Евстафьева Н.П. Своеобразие жанровых форм в книге И.А. Бунина «Темные аллеи», с. 5.].

Подобное вполне правомерно, так как некоторые произведения, написанные в этом жанре, все-таки несколько отличаются от традиционной новеллы. Прежде всего это «Галя Ганская», «В Париже», «Генрих», «Кавказ», «Чистый понедельник». Л.П. Кременцов дает следующее определение новеллы: это «прозаический ... жанр эпоса с острым сюжетом, лаконичным повествованием и неожиданной концовкой» [Кременцов Л.П. Теория литературы: Чтение как творчество. -  М.: «Флинта», «Наука», 2003, с. 90].

А.Б. Есин в книге «Принципы и приемы анализа литературного произведения», говоря об особенностях жанра новеллы, отмечает свойственные ему быстроту, динамичность развития действия [Есин А.Б.  Принципы и приемы анализа литературного произведения.  - М.: «Флинта», «Наука», 2003, с. 223].

Кроме того, образная система в традиционной новелле упрощена. Ограничено число второстепенных персонажей, то есть их вводится столько, сколько нужно для развития действия. Минимальны и описательные элементы, авторские отступления. В названных выше новеллах автор нарушает эти каноны, создавая принципиально новые произведения.

Н.П. Евстафьева отмечает, что эти новеллы имеют «лиро-философский» характер [Евстафьева Н.П. Своеобразие жанровых форм в книге И.А. Бунина «Темные аллеи», с. 5.], однако, подобное замечание представляется нам не совсем корректным. Лиро-философский.  характер имеет вся книга в целом. Главное же отличие пяти упомянутых новелл от традиционных произведений этого жанра в другом. Они «объединяются в идейно-художественный центр книги, образуют ее сюжетно-композиционное ядро» [Евстафьева Н.П. Новелла и рассказ — ведущие жанровые формы в книге И.А. Бунина «Темные аллеи», с. 94.]. Между собой же их роднит многоплановое повествование, которое подразумевает наличие внешней и внутренней, «подводной» [Евстафьева Н.П. Своеобразие жанровых форм в книге И.А. Бунина «Темные аллеи», с. 5.], сюжетных линий. Причем последняя строится из так называемых «технических» деталей, которые, в конечном счете, работают на реализацию авторской концепции — идеи незыблемости идеала в духовном бытии человека, которым, конечно же, у И.А. Бунина является любовь. Обратимся к более подробному анализу особенностей этих новелл в следующей статье.

Автор: И.В. Щербицкая

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

***

*****