Помимо новелл в книгу «Темные аллеи» входят произведения, по своей структуре относящиеся к жанру рассказа. Это, прежде всего, «Темные аллеи», «Руся» (1940), «Баллада» (1938), «Поздний час» (1938), «Холодная осень» (1944), «В одной знакомой улице» (1944), «Начало» (1943), «Речной трактир» (1943), «Таня» (1940), «Месть» (1944).
Почему И.А. Бунин обращается к этому жанру? Жанровое содержание новелл не исчерпывает концепцию мира, сложившуюся у писателя к моменту создания книги [Евстафьева Н.П. Новелла и рассказ - ведущие жанровые формы в книге И.А. Бунина «Темные аллеи», с. 96.].
И.А. Бунина интересовало не только внезапное прозрение истинной силы любви, приводящее к трагической развязке сюжета [новелла «Кавказ»], но и проверка на духовную и нравственную состоятельность этой внезапно открывшейся правды жизненным опытом героя. Подобное усложнение художественной задачи повлекло не только введение в цикл жанра рассказа, но и его трансформацию.
Рассмотрим особенности рассказов в книге «Темные аллеи».
Рассказ - это произведение, «небольшое по объему, содержащее описание какого-то краткого эпизода из личной жизни героя (или рассказчика), имеющее, как правило, общечеловеческое значение» [Словарь литературоведческих терминов - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002, с. 161] (у И. А. Бунина в «Темных аллеях» это любовь, ее «темные» и «светлые» стороны). Традиционный рассказ, как правило, имеет одну сюжетную линию (Руся - главный герой («Руся»), герой - героиня («Речной трактир», «Холодная осень», «Начало»), ограниченное количество действующих лиц, кратковременность изображаемых событий.
Рассказы И.А. Бунина, отвечая этим требованиям, тем не менее, имеют ряд особенностей, специфические, «бунинские», черты. Прежде всего, это структура «жанра в жанре» [Евстафьева Н.П. Своеобразие жанровых форм в книге И.А. Бунина «Темные аллеи», с. 10.] - включение в рассказ другого произведения, новеллы. И «Руся», и «Холодная осень», и «Начало», и «Поздний час», и «Речной трактир», и «В одной знакомой улице» построены на воспоминаниях героев. «Баллада» же представляет собой рассказ странницы Машеньки о прошлых, давно минувших временах. Такое построение отвечает замыслу писателя: новелла (как правило, это и есть вводный жанр), то есть воспоминания героев, отражает философскую концепцию любви, сам же рассказ - ее место в жизни героев.
Так, в рассказе «Руся» герой с женой едет в поезде Москва - Севастополь. На одной из станций, где поезд довольно долго стоит, он вспоминает свою юность и рассказывает жене: «Однажды я жил в этой местности на каникулах ... Был репетитором в одной дачной усадьбе ... Скучная местность ... - И, конечно, скучающая дачная девица ... - Да, все как полагается. Только девица была совсем не скучающая ... - Ну и что же у вас с этой девицей было? Настоящий роман? ... Почему же ты не женился на ней? - Очевидно, предчувствовал, что встречу тебя» (Бунин И.А. Собрание сочинений в 4 томах. - М.: «Правда», 1988. Т. 4, с. 37). Несколько ироничный тон жены заставляет героя закончить разговор. Но позже, он возвращается к своим воспоминаниям: «Она скоро заснула, он не спал, лежал, курил и мысленно смотрел в то лето ...» (Там же, с. 37).
История любви героя и Руси самодостаточна, автономна. По сути это отдельное произведение. Но введение его в общий строй рассказа не нарушает целостности последнего. Введенная И.А. Буниным новелла эмоционально более насыщенна. Это объясняется попыткой автора показать всю важность, ценность воспоминаний для героя, сравнить те короткие минуты со всей его последующей жизнью. Кроме того, автор ставит задачу показать всю несостоятельность выбора, сделанного когда-то человеком, и, в то же время, невозможность его избежать, невозможность противостоять судьбе.
Итак, герой влюбляется в Русю с первого взгляда: «...она была художница, училась в Строгановском училище живописи. Да она и сама была живописна, даже иконописна. Длинная черная коса на спине, смуглое лицо с маленькими темными родинками, узкий правильный нос, черные глаза, черные брови... Волосы сухие и жесткие, слегка курчавились. Все это, при желтом сарафане и белых кисейных рукавах сорочки, выделялось очень красиво. Лодыжки и начало ступни в чуньках - все сухое, с выступающими под тонкой смуглой кожей костями» (Там же, с. 36).
Отметим, что в рассказах, в отличие от новелл, портреты выписываются более детально. Это следствие мотива памяти, которому они подчинены. «На теле у нее тоже было много маленьких темных родинок - эта особенность была прелестна. Оттого, что она ходила в мягкой обуви, без каблуков, все тело ее волновалось под желтым сарафаном. Сарафан был широкий, легкий, и в нем так свободно было ее долгому девичьему телу» (Там же, с. 37).
Для героя Руся - своеобразное олицетворение женственности, идеал, к которому он стремился всю свою последующую жизнь (Там же, с. 37). Подобное восприятие героини героем еще более углубляется тем, что впервые ее портрет всплывает у него в памяти внезапно, до того, как он мысленно погружается в то счастливое лето. Это вторжение также подчеркивает, сколь мнима гармония настоящей жизни героя. Итак, Руся тоже находит в герое родственную душу: «первое время она все приглядывалась к нему; когда он заговаривал с ней, томно краснела и отвечала насмешливым бормотанием ... Наконец предложила ему однажды покататься по озеру» (Там же, с. 38). Эта прогулка становится своеобразной отправной точкой в их любви.
Отметим, что в данной и последующей сцене близости влюбленных достаточное место отведено пейзажу и портрету героини. Сочетаясь с диалогами и действиями героев, они рисуют картину всепоглощающего счастья (Там же, с. 39). Чувство, возникшее между героями, подлинное, не вызывает сомнений: «-Ты меня любишь? ... - С первого дня нашей встречи! - И я...» (Там же, с. 40).
Кажется, ничто не сможет их разлучить. Это ощущение еще более усиливается кульминационным эпизодом близости героев, так поразившей их обоих: «Она нежно, едва касаясь, целовала его в края губ. Он, с помутившейся головой, кинул ее на корму. Она исступленно обняла его ... Полежав в изнеможении, она приподнялась с улыбкой счастливой усталости и еще не утихшей боли сказала: - Теперь мы муж с женой» (Там же, с. 41). Не случайно близость происходит на берегу озера.
Автор: И.В. Щербицкая