Как известно, любое литературное произведение имеет две стороны: форму и содержание. Содержание представляет собой то, что традиционно называется авторской концепцией. По мнению В.Е. Хализева, это глубинная основа произведения, «составляющая назначение формы как целого», «последняя смысловая инстанция». Причем содержание воплощается не в какой-то определенной части произведения, а «в совокупности того, что в произведении наличествует» [Хализев В.Е. Теория литературы - М.: Высшая школа, 2000, с. 154]. То есть, как отмечал Ю.М. Лотман в работе «Анализ поэтического текста», «идея не содержится в каких-либо, даже удачно подобранных цитатах, а выражается во всей художественной структуре» [Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. - Л., 1972, с. 37.].
В центре рассказа «Темные аллеи» (1938) - встреча двух людей, мужчины и женщины, когда-то любивших друг друга. Она происходит спустя много лет и неожиданно для самих героев. «В холодное осеннее ненастье, на одной из больших тульских дорог, залитой дождями и изрезанной многими черными колеями, к длинной избе ... подкатил закиданный грязью тарантас с полуподнятым верхом ... На козлах ... сидел крепкий мужик ... а в тарантасе стройный старик-военный».
Чистота горницы здесь символизирует любовь Надежды и Николая Алексеевича - подлинную, чистую, новое - возможность переосмыслить прошлое и исправить ошибки. Воспоминания о том времени, когда герои были вместе и любили друг друга - самые яркие в их жизни. И Надежда признает это сразу: «- Замужем, говоришь, не была? - Нет, не была ... Не могла я этого сделать ... Небось помните, как я вас любила. ...С годами все проходит ... - Что кому бог дает ... Молодость у всякого проходит, а любовь - другое дело. ... - Ведь не могла же ты любить меня весь век! - Значит, могла...».