Как известно, любое литературное произведение имеет две стороны: форму и содержание. Содержание представляет собой то, что традиционно называется  авторской концепцией. По мнению В.Е. Хализева, это глубинная основа произведения, «составляющая назначение формы как целого», «последняя смысловая инстанция». Причем содержание воплощается не в какой-то определенной части произведения, а «в совокупности того, что в произведении наличествует» [Хализев В.Е. Теория литературы - М.: Высшая школа, 2000, с. 154]. То есть, как отмечал Ю.М. Лотман в работе «Анализ поэтического текста», «идея не содержится в каких-либо, даже удачно подобранных цитатах, а выражается во всей художественной структуре» [Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. - Л., 1972, с. 37.].

Таким образом, для постижения содержания произведения требуется детальный анализ его формы. В самых общих чертах форму литературного произведения составляют три стороны:

1) «все те единичные явления и факты, которые обозначены с помощью слов и в своей совокупности составляют мир художественного произведения» [Хализев В.Е. Теория литературы - М.: Высшая школа, 2000, с. 156],

2) художественная речь,

3) «соотнесенность и расположение в произведении единиц предметного и словесного рядов» [Хализев В.Е. Теория литературы - М.: Высшая школа, 2000, с. 156], то есть композиция. И каждая из этих трех сторон может дать представление об авторском стиле. Данная глава посвящена анализу жанрово - композиционных особенностей цикла И.А. Бунина «Темные аллеи» как  стилевых доминант.

Композиция - это «построение художественного произведения, определенная система в расположении ее частей». Это «система соединения знаков, элементов произведения». По мнению А.Б. Есина, композиция представляет собой структуру художественной формы и роль ее заключается в том, чтобы «держать элементы целого, делать целое из отдельных частей» [Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. - М.: «Флинта», «Наука», 2003, с. 127].

Кроме того, самим соотношением и расположением образов произведения композиция должна выражать определенный художественный смысл.

В книге «Принципы и  приемы анализа литературного произведения» А.Б. Есин особое внимание уделяет анализу так называемой «внутренней» композиции (сюжета, конфликта,  образной системы). Среди же элементов «внешней» композиции внимание обращается автором лишь на эпиграфы, предисловия, прологи. Заглавие как элемент внешней композиции вообще выпадает из поля зрения, что, на наш взгляд, ошибочно. Роль заглавия, названия произведения, нельзя недооценивать. Оно не только может указывать на центральное положение героя, содержа в себе его  инициалы. Заглавие может быть проблемным, либо содержать в себе авторскую  оценку жизни. Рассмотрим роль заглавия в цикле «Темные аллеи».

Книга названа И.А. Буниным по первому рассказу. Это произведение, служа некой отправной точкой, «зачином» [Евстафьева Н.П. Своеобразие жанровых форм в книге И.А. Бунина «Темные аллеи»: Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. филол. наук. - Харьков, 1990, с. 3], как назвала его Н.П. Евстафьева, задает тон всему циклу, обозначает тему книги, очерчивает круг вопросов, которые будут подняты во всех последующих произведениях. Исходя из этого, считаем необходимым дать подробный анализ этого рассказа.

Автор: И.В. Щербицкая

 

Продолжение здесь.

***

*****