Если театр ноо, кёгэн, кукольный театр дзёрури и сингэки оказали или оказывают влияние на кабуки, то дальше пойдет речь о жанрах, несущих на себе печать непосредственного вли­яния театра кабуки. Это - «промежуточные жанры» тюканэнгэки. Так японские театроведы называют новые виды театральных представлений, появившиеся в конце XIX - начале XX века, которые по духу и содержанию тяготеют к современной драме сингэки, а по форме приспосабливаются к вкусам самой широ­кой аудитории, стремятся к максимальной доступности и развле­кательности, используют наиболее популярные элементы тради­ционных жанров. К их числу относятся: симпа, синкокугэкй и гэндайгэки.

Симпа — одна из новых школ в японском театре, возник­ших в конце XIX века после незавершенной буржуазной рево­люции Мэйдзи (1867 - 1868). Ее возникновение в известной мере связано с Дзиюминкзн ундо (движение за свободные народные права) - либерально-демократическим движением того времени. Участники этого движения после его подавления искали приме­нения своим силам в разных видах художественного творчества, в том числе в театре. Группа любителей организовала неболь­шую труппу и стала ставить современные пьесы. Актеры симпа подражали стилю кабуки, пользовались традиционным музы­кальным сопровождением. Современной была лишь тематика их постановок. Постепенно, однако, они начали ставить спектакли в более реалистической манере, отличающейся от кабуки. Луч­ше других театров отражая идеологию и быт мелкобуржуазных слоев Японии конца XIX — начала XX века, симпа заняла видное место среди новых школ японского театра, Особенно популяр­ны на ее сцене были семейные драмы – катэйгэки.

Но симпа не создала своего особого стиля исполнения, эк­лектически соединив черты современной европейской драмы и кабуки. В ней до сих пор ясно различаются два стиля поста­новки и исполнения. Один - совершенно реалистический по характеру, даже с элементами натурализма, и второй - имита­ция кабуки. Широкая популярность симпа была довольно не­продолжительной. В начале 1920-х годов этот театр уже пере­стал привлекать внимание широкой публики.

В настоящее время сохранилась всего одна труппа симпа, которая своим существованием в значительной степени обязана популярности актеров труппы - актрисы Мидзутани Яэко и ак­тера Ханаяш Сётаро, выступающего в характерном для кабуки амплуа оннагата.

Труппа синкокугэки была организована Савада Сёдзиро (1891 - 1929) в 1917 году с целью создания национальной драмы, представляющей собой нечто среднее между кабуки и сингэки. Сначала его деятельность не имела особого успеха, но с 1921 года он стал ставить так называемые кэнгэки - пьесы, в которых существенное место занимают сражения на мечах, при­чем техника изображения сражения (татимавари) была заим­ствована у кабуки. Савада был неплохим актером и превосход­но владел искусством фехтования. Пьесы кэнгэки имели боль­шой успех у публики и до сих пор составляют основу репер­туара синкокугэки. Очень популярны в Японии и кинофильмы с такими театрализованными сценами боя, так называемые тямбара-эйга.

Гэндайгэки - представления современной драмы, которые иногда устраиваются силами актеров кабуки. Традиционная актерская техника кабуки в сочетании с материалом современ­ной драмы создает очень своеобразные спектакли, которые при­влекают публику. Участие актеров кабуки в спектаклях гэндай­гэки приводит к некоторому обновлению стиля их игры.

Перечисленными жанрами, пожалуй, и ограничивается крут видов театрального искусства Японии, так или иначе связанных с кабуки.

Автор: Л.Д. Гришелева

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

***

*****