Если театр ноо, кёгэн, кукольный театр дзёрури и сингэки оказали или оказывают влияние на кабуки, то дальше пойдет речь о жанрах, несущих на себе печать непосредственного влияния театра кабуки. Это - «промежуточные жанры» тюканэнгэки. Так японские театроведы называют новые виды театральных представлений, появившиеся в конце XIX - начале XX века, которые по духу и содержанию тяготеют к современной драме сингэки, а по форме приспосабливаются к вкусам самой широкой аудитории, стремятся к максимальной доступности и развлекательности, используют наиболее популярные элементы традиционных жанров. К их числу относятся: симпа, синкокугэкй и гэндайгэки.
Симпа — одна из новых школ в японском театре, возникших в конце XIX века после незавершенной буржуазной революции Мэйдзи (1867 - 1868). Ее возникновение в известной мере связано с Дзиюминкзн ундо (движение за свободные народные права) - либерально-демократическим движением того времени. Участники этого движения после его подавления искали применения своим силам в разных видах художественного творчества, в том числе в театре. Группа любителей организовала небольшую труппу и стала ставить современные пьесы. Актеры симпа подражали стилю кабуки, пользовались традиционным музыкальным сопровождением. Современной была лишь тематика их постановок. Постепенно, однако, они начали ставить спектакли в более реалистической манере, отличающейся от кабуки. Лучше других театров отражая идеологию и быт мелкобуржуазных слоев Японии конца XIX — начала XX века, симпа заняла видное место среди новых школ японского театра, Особенно популярны на ее сцене были семейные драмы – катэйгэки.
Но симпа не создала своего особого стиля исполнения, эклектически соединив черты современной европейской драмы и кабуки. В ней до сих пор ясно различаются два стиля постановки и исполнения. Один - совершенно реалистический по характеру, даже с элементами натурализма, и второй - имитация кабуки. Широкая популярность симпа была довольно непродолжительной. В начале 1920-х годов этот театр уже перестал привлекать внимание широкой публики.
В настоящее время сохранилась всего одна труппа симпа, которая своим существованием в значительной степени обязана популярности актеров труппы - актрисы Мидзутани Яэко и актера Ханаяш Сётаро, выступающего в характерном для кабуки амплуа оннагата.
Труппа синкокугэки была организована Савада Сёдзиро (1891 - 1929) в 1917 году с целью создания национальной драмы, представляющей собой нечто среднее между кабуки и сингэки. Сначала его деятельность не имела особого успеха, но с 1921 года он стал ставить так называемые кэнгэки - пьесы, в которых существенное место занимают сражения на мечах, причем техника изображения сражения (татимавари) была заимствована у кабуки. Савада был неплохим актером и превосходно владел искусством фехтования. Пьесы кэнгэки имели большой успех у публики и до сих пор составляют основу репертуара синкокугэки. Очень популярны в Японии и кинофильмы с такими театрализованными сценами боя, так называемые тямбара-эйга.
Гэндайгэки - представления современной драмы, которые иногда устраиваются силами актеров кабуки. Традиционная актерская техника кабуки в сочетании с материалом современной драмы создает очень своеобразные спектакли, которые привлекают публику. Участие актеров кабуки в спектаклях гэндайгэки приводит к некоторому обновлению стиля их игры.
Перечисленными жанрами, пожалуй, и ограничивается крут видов театрального искусства Японии, так или иначе связанных с кабуки.
Автор: Л.Д. Гришелева