Кабуки и знаменитая цветная гравюра на дереве - вот две наиболее блестящие страницы, которые вписала культура средневекового японского города в историю не только национального японского, но и мирового искусства.
В число музейных театральных жанров попали в основном те виды театрального искусства, которые были отделены от народа, изолированы от него. В современной действительности, когда исчезла социальная база, на которой они существовали, эти жанры с их мертвыми традициями превратились в экзотические зрелища, показываемые довольно узкому кругу лиц. Примером таких жанров могут служить представления бугаку и театр ноо.
Кёгэн - народный комедийный драматический жанр, который возник одновременно и формировался параллельно с театром ноо. Короткие пьесы кёгэн, построенные на диалоге, включали бытовые и социально-сатирические сцены и исполнялись» в отличие от пьес ноо, в реалистической манере, язык их был близок к разговорному. Отдельные кёгэны, приспособленные к вкусам правящей знати, вошли как интермедии в спектакли театра ноо.
Если театр ноо, кёгэн, кукольный театр дзёрури и сингэки оказали или оказывают влияние на кабуки, то дальше пойдет речь о жанрах, несущих на себе печать непосредственного влияния театра кабуки.
Кабуки - самая яркая страница в истории театральной Японии. Этот оригинальный глубоко народный жанр, достигший высокого уровня развития, - ценный вклад японского народа в сокровищницу мирового искусства.
Очень тесно были связаны с театром кабуки многочисленные сибаидзяя (театральные чайные дома). В них театралы могли поесть, договориться о местах в театре, оставить свои вещи, отправляясь в театр, посидеть, поговорить с друзьями. Эти чайные дома были также приличной заменой домов свиданий.
Театр кабуки широко обращался ко всем классам и сословиям, и ограничить это обращение было невозможно. В середине XVII века труппу кабуки несколько раз приглашали в замок сёгуна, а после революции Мэйдзи сам император почтил театр кабуки своим присутствием.
Еще одной угрозой кабуки являются эксперименты другой крупной японской кинокомпании - «Тохо». С целью поразить зрителей и привлечь к себе внимание там заменили японские национальные музыкальные инструменты в представлениях кабуки западными и использовали в спектаклях силы кинозвезд. Однако в результате получилось зрелище, существенно отличающееся от традиционного кабуки и пока эти попытки успеха не имеют.
Очень широко распространено мнение, что основа привлекательности театра кабуки - традиционная стилизованная красота представлений и отточенное исполнительское мастерство его актеров. Однако это мнение вряд ли бесспорно. Ведь стилизации и традиционной красивости гораздо больше и в костюмах, и в гриме, и в обстановке, и в исполнительской манере актеров театра ноо, популярность которого не может даже сравниться с популярностью кабуки.