Кабуки и знаменитая цветная гравюра на дереве - вот две наиболее блестящие страницы, которые вписала культура средневекового японского города в историю не только национального японского, но и мирового искусства.
Красочные листы гравюр легко и быстро распространились по свету, приобрели широкую известность, и теперь их можно встретить в любом сколько-нибудь крупном художественном музее. Гораздо труднее сделать достоянием всего мира театр кабуки - настоящую жемчужину японского театрального искусства, вобравшую в себя все лучшее из богатой сокровищницы многовековой театральной культуры Японии.
Европейские драма, опера и балет получили всемирное распространение, приобрели интернациональный характер и стали достоянием национальных театров большинства народов мира, хотя в каждой стране они имеют особую историю и свои пути развития. Театральные жанры, уходящие корнями в далекое прошлое страны и особенно тесно связанные с историческими и культурными ее традициями, полные спецификой, присущей жизни, искусству и быту только ее народа, не поддаются пересадке на другую почву. Такие жанры живут только в одной стране и составляют ее национальный театр в узком смысле слова, точнее - традиционный классический театр. Ведущим жанром такого традиционного классического театра в Японии и является кабуки.
Кабуки... кажется, что за этим словом целый мир, экзотический, загадочный, непонятный. Как же живет этот мир в наше время, чем живет он, какое место занимает на пестрой театральной афише современной Японии?
Некоторые исследователи истории театра называют Японию театральным музеем, и это название не лишено оснований. В современной Японии существует множество театральных жанров, относящихся к различным эпохам ее развития и отражающих идеологию и эстетику различных социальных слоев. Но театр может жить только как представление, устраиваемое перед зрителями. И сохранение большого богатства и разнообразия театральных жанров в Японии означает, что они исполнялись в течение десятков и сотен лет и исполняются до сих пор.
В Японии вы можете увидеть древнее ритуальное танцевальное представление бутаку, которое устраивают в торжественных случаях при дворе императора или во время храмовых праздников. Как религиозные храмовые представления исполняются синтоистские мистерии кагура. Аристократический феодальный театр представлен театром масок ноо. Широко распространен традиционный и новый кукольный театр различных видов. Все еще существует прародитель национальных форм в японском театре - народный театр, уходящий корнями к древним обрядовым представлениям земледельческих празднеств. Можно увидеть и издавна любимый простыми людьми Японии своеобразный народный эстрадный театр ёсэ.
Из более поздних видов театрального искусства прочное место на японской сцене занимают так называемые промежуточные жанры синкокугэки и гэндайгэки, а также симпа - новая драма периода становления и развития капитализма. Быстро развивается и завоевывает зрителя современная драма сингэки. Очень популярны в Японии европейские опера и балет. После второй мировой войны значительное распространение получили так называемые легкие жанры - ревю, стриптиз и т. д.
Все эти виды театрального искусства сосуществуют в современной Японии, имеют определенную художественную и историческую ценность, но их значение и распространенность различны. Рядом с действительно живыми развивающимися формами традиционного театра, как кабуки и кукольный театр «Бунраку», искусственно поддерживается, по существу, музейные формы театрального искусства. Столь строгое и упорное сохранение традиций в японском театре объясняется особенностями его исторического развития, очень сильной феодальной спецификой театра в прошлом и многими пережитками феодализма в его структуре в настоящем.
Автор: Л.Д. Гришелева
Продолжение здесь.