Кабуки и знаменитая цветная гравюра на де­реве - вот две наиболее блестящие страницы, которые вписала культура средневекового японского города в историю не только нацио­нального японского, но и мирового искусства.

Красочные листы гравюр легко и быстро распространились по свету, приобрели широ­кую известность, и теперь их можно встре­тить в любом сколько-нибудь крупном худо­жественном музее. Гораздо труднее сделать достоянием всего мира театр кабуки - насто­ящую жемчужину японского театрального искусства, вобравшую в себя все лучшее из богатой сокровищницы многовековой теат­ральной культуры Японии.

Европейские драма, опера и балет полу­чили всемирное распространение, приобрели интернациональный характер и стали достоя­нием национальных театров большинства на­родов мира, хотя в каждой стране они имеют особую историю и свои пути развития. Теат­ральные жанры, уходящие корнями в дале­кое прошлое страны и особенно тесно связан­ные с историческими и культурными ее тра­дициями, полные спецификой, присущей жиз­ни, искусству и быту только ее народа, не поддаются пересадке на другую почву. Такие жанры живут только в одной стране и состав­ляют ее национальный театр в узком смы­сле слова, точнее - традиционный класси­ческий театр. Ведущим жанром такого тра­диционного классического театра в Японии и является кабуки.

Кабуки... кажется, что за этим словом целый мир, экзотический, загадочный, непо­нятный. Как же живет этот мир в наше время, чем живет он, какое место занимает на пестрой театральной афише современной Японии?

Некоторые исследователи истории театра называют Японию театральным музеем, и это название не лишено оснований. В современной Японии существует множество театральных жанров, относя­щихся к различным эпохам ее развития и отражающих идеологию и эстетику различных социальных слоев. Но театр может жить только как представление, устраиваемое перед зрителями. И со­хранение большого богатства и разнообразия театральных жанров в Японии означает, что они исполнялись в течение десятков и сотен лет и исполняются до сих пор.

В Японии вы можете увидеть древнее ритуальное танцеваль­ное представление бутаку, которое устраивают в торжественных случаях при дворе императора или во время храмовых праздни­ков. Как религиозные храмовые представления исполняются син­тоистские мистерии кагура. Аристократический феодальный театр представлен театром масок ноо. Широко распространен традиционный и новый кукольный театр различных видов. Все еще существует прародитель национальных форм в японском театре - народный театр, уходящий корнями к древним обрядо­вым представлениям земледельческих празднеств. Можно уви­деть и издавна любимый простыми людьми Японии своеобраз­ный народный эстрадный театр ёсэ.

Из более поздних видов театрального искусства прочное место на японской сцене занимают так называемые промежу­точные жанры синкокугэки и гэндайгэки, а также симпа - новая драма периода становления и развития капитализма. Быстро раз­вивается и завоевывает зрителя современная драма сингэки. Очень популярны в Японии европейские опера и балет. После второй мировой войны значительное распространение получили так назы­ваемые легкие жанры - ревю, стриптиз и т. д.

Все эти виды театрального искусства сосуществуют в совре­менной Японии, имеют определенную художественную и исто­рическую ценность, но их значение и распространенность раз­личны. Рядом с действительно живыми развивающимися фор­мами традиционного театра, как кабуки и кукольный театр «Бунраку», искусственно поддерживается, по существу, музейные формы театрального искусства. Столь строгое и упорное сохра­нение традиций в японском театре объясняется особенностями его исторического развития, очень сильной феодальной специ­фикой театра в прошлом и многими пережитками феодализма в его структуре в настоящем.

Автор: Л.Д. Гришелева

Продолжение здесь.

***

*****