Кёгэн - народный комедийный драматический жанр, кото­рый возник одновременно и формировался параллельно с теат­ром ноо. Короткие пьесы кёгэн, построенные на диалоге, вклю­чали бытовые и социально-сатирические сцены и исполнялись» в отличие от пьес ноо, в реалистической манере, язык их был близок к разговорному. Отдельные кёгэны, приспособленные к вкусам правящей знати, вошли как интермедии в спектакли те­атра ноо.

После второй мировой войны в Японии началось дви­жение за переоценку этого вида театрального искусства. Был по-новому оценен реализм текстов и манеры исполнения кёгэнов, и впервые после XIV века стали устраиваться регулярные, хотя и не очень частые, представления кёгэнов, независимые от спектаклей ноо. Тематика кёгэнов и стиль их исполнения широ­ко заимствуются театром кабуки.

Театр кёгэн

Очень популярен в Японии кукольный театр. Многочислен­ные кукольные театры страны различаются по способу вожде­ния кукол, манере исполнения и репертуару. Наиболее широко известен самый крупный и единственный стационарный куколь­ный театр Японии - «Бунраку» (г. Осака). Этот театр представ­ляет собой жанр японского традиционного кукольного театра дзёрури - нингё дзёрури гэки, который оказал в свое время очень существенное влияние на кабуки и весьма тесно с ним связан историей своего развития и драматургией.

Нингё дзёрури гэки - народный кукольный театр, воз­никший в XVI веке, когда музыкально-песенный сказ дзё­рури, исполнявшийся прежде странствующими сказителями под аккомпанемент бива (японский музыкальный инструмент типа лютни), стал исполняться под аккомпанемент трехструнного сямисэна и был соединен с кукольным представлением. С тех пор эти три элемента стали обязательными составными частями представления кукольного театра дзёрури. В театре «Бунраку» на специальном помосте, справа от сцены, за невысоким пюпит­ром, на котором лежит книжечка с текстом пьесы, непременно сидит ведущая фигура театра - певец-сказитель гидаю, а рядом с ним - аккомпаниатор с сямисэном. Гидаю нараспев под музы­ку ведет повествование, говорит за героев, переживает вместе с ними, плачет и смеется, а куклы изображают все это на сцене.

Очень интересны и выразительны куклы театра «Бунраку». Большие, в три четверти человеческого роста, они управляются по способу, называемому по-японски санниндзукаи, то есть тре­мя кукловодами каждая. Главный кукловод управляет головой и правой рукой куклы, второй - ее левой рукой, третий - но­гами. Главный кукловод работает с открытым лицом, в церемо­ниальном кимоно, с фамильными гербами, его помощники одеты в черное, с черными сетками на лицах. Куклы очень подвижны, у них двигаются глаза, брови, губы и даже суставы пальцев. В искусных руках кукловодов такая кукла обретает жизнь. Ка­жется, что нарядная кукла вот-вот вырвется из рук людей, ко­торые словно тени следуют за ней по сцене.

Театр бунраку

Широкие возможности этого театра привлекли к нему вни­мание крупнейших японских драматургов. Величайший драма­тург Японии Тикамацу Мондзаэмон большинство своих пьес на­писал для этого театра. Его сотрудничество с талантливейшим сказителем Такэмото Гидаю, именем которого в дальнейшем ста­ли называться все сказители, принесло в конце XVII - начале XVIII века подлинный расцвет этому жанру.

Театр кабуки, активно воспринимавший все лучшее в теат­ральном искусстве Японии, не мог пройти мимо этого нового достижения театра. В XVIII веке в репертуар кабуки вошли пьесы дзёрури. Перенося на свою сцену пьесы дзёрури, труппы кабуки приспособляли их к специфике своего искусства. В спектаклях сохранялся обязательный для дзёрури сказитель-рассказчик, который под аккомпанемент сямисэна вел рассказ, а актеры пантомимически играли действенные сцены. Так в дра­матургическую ткань пьес кабуки вошла пантомима. Под му­зыку исполнялись сцены боя (татимавари), путешествия (митиюки), давались необходимые пояснения, излагались переживания героев, В спектакли кабуки вошли элементы музыкальной дра­мы. Новая форма постановки обусловила и новую актерскую технику, в арсенале исполнителей появилась форма (ката), со­стоявшая из комплекса строго определенных движений и поз, характеризующих действующих лиц и их переживания. Сложи­лась определенная форма для воплощения ролей различных амплуа. Каждая эмоция, каждая сценическая ситуация получи­ла единую манеру выражения. В этом сказалось влияние кукол театра дзёрури с их четко выработанными позами и движе­ниями.

Театр «Бунраку» не единственный в Японии кукольный театр дзёрури. В 1958 году наши зрители имели возможность позна­комиться с другим таким театром. На гастроли в Советский Союз приезжал японский кукольный театр «Авадзи», также представляющий этот жанр. Правда, труппа его состоит не из актеров-профессионалов, а из крестьян с острова Авадзи, из по­коления в поколение отдающих свободное от полевых работ время этому замечательному искусству.

Сингэки - современная драма в обычном понимании этого слова - для Японии явление новое. Она возникла в начале XX века, скорее не возникла, а была введена в японское искусство усилиями крупных театральных деятелей - Цубоути Сёё (1859 - 1935) и Осанаи Каору (1881 - 1926).

Цубоути считается основателем сингэки. Примерно с 1883 года он занялся переводом произведений Шекспира и к 1914 году перевел на японский язык все его пьесы. В 1893 году Цубоути опубликовал статью «Историческая драма в нашей стра­не», которая стала своего рода программой преобразований в театре. Существенную роль сыграла и организаторская деятельность Цубоути. В 1909 году он основал театральную ассоциа­цию под названием «Бунгэй кёкай», где на материале европей­ских пьес велось обучение молодых актеров новому драматическому искусству.

Примерно в это же время был создан театр «Дзйю гэкидзё». Труппа этого театра, возглавляемая известным актером кабуки Итикава Садандзи Вторым и драматургом Осанаи Каору, позна­комила японских зрителей со многими выдающимися произведениями Ибсена, Горького, Зудермана, Шоу и других западных авторов.

Очень большую роль в развитии современной драмы в Япо­нии сыграл театр «Цукидзи сёгэкидзё», созданный Осанаи Као­ру в содружестве с крупнейшим прогрессивным режиссером Хидзиката Ёси (1898 - 1959) в 1924 году. Огромное влияние на творческую деятельность этого театра оказала система Ста­ниславского, очень популярная среди актеров сингэки и в на­ши дни.

Сначала в Японии не было своей драматургии для театра сингэки, и поэтому в нем ставили лучшие образцы западной драмы по возможности так, как их ставят на сценах Европы. В дальнейшем новая драматургия стала значительно развиваться. Написано много пьес для сингэки на темы исторические и со­временные. Многие из них отражают отдельные проблемы се­годняшнего дня, затрагивают острые политические вопросы.

В настоящее время в Японии существует свыше сорока трупп сингэки. Самые крупные из них - «Хайюдза», «Бунгакудза», «Мингэйдза».

Театр сингэки. Труппа «Бунгакудза»

Большинство трупп сингэки весьма стеснено в материаль­ном отношении. Актеры часто не могут прожить на доход, по­лучаемый в театре, и вынуждены искать заработок в кино, на радио и телевидении. Скудные бюджеты трупп не позволяют им ставить спектакли без сотрудничества школ, газет или об­щественных организаций. Специально для сингэки в Японии построен всего один театр Хайюдза в Токио. Построен он на деньги, собранные актерами. После второй мировой войны во многих городах Японии стали появляться объединения зрителей, оказывающие поддержку театральным коллективам сингэки. Это несколько улучшило ситуацию. Однако экономическое положе­ние этих театров все еще остается тяжелым, что, несомненно, затрудняет развитие японской современной драмы.

Драма сингэки оказывает заметное влияние на кабуки. Осо­бенно это заметно в новых постановках, где уже чувствуется рука режиссера. Прежде в кабуки режиссеров не было.

Автор: Л.Д. Гришелева

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

***

*****