Кёгэн - народный комедийный драматический жанр, который возник одновременно и формировался параллельно с театром ноо. Короткие пьесы кёгэн, построенные на диалоге, включали бытовые и социально-сатирические сцены и исполнялись» в отличие от пьес ноо, в реалистической манере, язык их был близок к разговорному. Отдельные кёгэны, приспособленные к вкусам правящей знати, вошли как интермедии в спектакли театра ноо.
После второй мировой войны в Японии началось движение за переоценку этого вида театрального искусства. Был по-новому оценен реализм текстов и манеры исполнения кёгэнов, и впервые после XIV века стали устраиваться регулярные, хотя и не очень частые, представления кёгэнов, независимые от спектаклей ноо. Тематика кёгэнов и стиль их исполнения широко заимствуются театром кабуки.
Театр кёгэн
Очень популярен в Японии кукольный театр. Многочисленные кукольные театры страны различаются по способу вождения кукол, манере исполнения и репертуару. Наиболее широко известен самый крупный и единственный стационарный кукольный театр Японии - «Бунраку» (г. Осака). Этот театр представляет собой жанр японского традиционного кукольного театра дзёрури - нингё дзёрури гэки, который оказал в свое время очень существенное влияние на кабуки и весьма тесно с ним связан историей своего развития и драматургией.
Нингё дзёрури гэки - народный кукольный театр, возникший в XVI веке, когда музыкально-песенный сказ дзёрури, исполнявшийся прежде странствующими сказителями под аккомпанемент бива (японский музыкальный инструмент типа лютни), стал исполняться под аккомпанемент трехструнного сямисэна и был соединен с кукольным представлением. С тех пор эти три элемента стали обязательными составными частями представления кукольного театра дзёрури. В театре «Бунраку» на специальном помосте, справа от сцены, за невысоким пюпитром, на котором лежит книжечка с текстом пьесы, непременно сидит ведущая фигура театра - певец-сказитель гидаю, а рядом с ним - аккомпаниатор с сямисэном. Гидаю нараспев под музыку ведет повествование, говорит за героев, переживает вместе с ними, плачет и смеется, а куклы изображают все это на сцене.
Очень интересны и выразительны куклы театра «Бунраку». Большие, в три четверти человеческого роста, они управляются по способу, называемому по-японски санниндзукаи, то есть тремя кукловодами каждая. Главный кукловод управляет головой и правой рукой куклы, второй - ее левой рукой, третий - ногами. Главный кукловод работает с открытым лицом, в церемониальном кимоно, с фамильными гербами, его помощники одеты в черное, с черными сетками на лицах. Куклы очень подвижны, у них двигаются глаза, брови, губы и даже суставы пальцев. В искусных руках кукловодов такая кукла обретает жизнь. Кажется, что нарядная кукла вот-вот вырвется из рук людей, которые словно тени следуют за ней по сцене.
Театр бунраку
Широкие возможности этого театра привлекли к нему внимание крупнейших японских драматургов. Величайший драматург Японии Тикамацу Мондзаэмон большинство своих пьес написал для этого театра. Его сотрудничество с талантливейшим сказителем Такэмото Гидаю, именем которого в дальнейшем стали называться все сказители, принесло в конце XVII - начале XVIII века подлинный расцвет этому жанру.
Театр кабуки, активно воспринимавший все лучшее в театральном искусстве Японии, не мог пройти мимо этого нового достижения театра. В XVIII веке в репертуар кабуки вошли пьесы дзёрури. Перенося на свою сцену пьесы дзёрури, труппы кабуки приспособляли их к специфике своего искусства. В спектаклях сохранялся обязательный для дзёрури сказитель-рассказчик, который под аккомпанемент сямисэна вел рассказ, а актеры пантомимически играли действенные сцены. Так в драматургическую ткань пьес кабуки вошла пантомима. Под музыку исполнялись сцены боя (татимавари), путешествия (митиюки), давались необходимые пояснения, излагались переживания героев, В спектакли кабуки вошли элементы музыкальной драмы. Новая форма постановки обусловила и новую актерскую технику, в арсенале исполнителей появилась форма (ката), состоявшая из комплекса строго определенных движений и поз, характеризующих действующих лиц и их переживания. Сложилась определенная форма для воплощения ролей различных амплуа. Каждая эмоция, каждая сценическая ситуация получила единую манеру выражения. В этом сказалось влияние кукол театра дзёрури с их четко выработанными позами и движениями.
Театр «Бунраку» не единственный в Японии кукольный театр дзёрури. В 1958 году наши зрители имели возможность познакомиться с другим таким театром. На гастроли в Советский Союз приезжал японский кукольный театр «Авадзи», также представляющий этот жанр. Правда, труппа его состоит не из актеров-профессионалов, а из крестьян с острова Авадзи, из поколения в поколение отдающих свободное от полевых работ время этому замечательному искусству.
Сингэки - современная драма в обычном понимании этого слова - для Японии явление новое. Она возникла в начале XX века, скорее не возникла, а была введена в японское искусство усилиями крупных театральных деятелей - Цубоути Сёё (1859 - 1935) и Осанаи Каору (1881 - 1926).
Цубоути считается основателем сингэки. Примерно с 1883 года он занялся переводом произведений Шекспира и к 1914 году перевел на японский язык все его пьесы. В 1893 году Цубоути опубликовал статью «Историческая драма в нашей стране», которая стала своего рода программой преобразований в театре. Существенную роль сыграла и организаторская деятельность Цубоути. В 1909 году он основал театральную ассоциацию под названием «Бунгэй кёкай», где на материале европейских пьес велось обучение молодых актеров новому драматическому искусству.
Примерно в это же время был создан театр «Дзйю гэкидзё». Труппа этого театра, возглавляемая известным актером кабуки Итикава Садандзи Вторым и драматургом Осанаи Каору, познакомила японских зрителей со многими выдающимися произведениями Ибсена, Горького, Зудермана, Шоу и других западных авторов.
Очень большую роль в развитии современной драмы в Японии сыграл театр «Цукидзи сёгэкидзё», созданный Осанаи Каору в содружестве с крупнейшим прогрессивным режиссером Хидзиката Ёси (1898 - 1959) в 1924 году. Огромное влияние на творческую деятельность этого театра оказала система Станиславского, очень популярная среди актеров сингэки и в наши дни.
Сначала в Японии не было своей драматургии для театра сингэки, и поэтому в нем ставили лучшие образцы западной драмы по возможности так, как их ставят на сценах Европы. В дальнейшем новая драматургия стала значительно развиваться. Написано много пьес для сингэки на темы исторические и современные. Многие из них отражают отдельные проблемы сегодняшнего дня, затрагивают острые политические вопросы.
В настоящее время в Японии существует свыше сорока трупп сингэки. Самые крупные из них - «Хайюдза», «Бунгакудза», «Мингэйдза».
Театр сингэки. Труппа «Бунгакудза»
Большинство трупп сингэки весьма стеснено в материальном отношении. Актеры часто не могут прожить на доход, получаемый в театре, и вынуждены искать заработок в кино, на радио и телевидении. Скудные бюджеты трупп не позволяют им ставить спектакли без сотрудничества школ, газет или общественных организаций. Специально для сингэки в Японии построен всего один театр Хайюдза в Токио. Построен он на деньги, собранные актерами. После второй мировой войны во многих городах Японии стали появляться объединения зрителей, оказывающие поддержку театральным коллективам сингэки. Это несколько улучшило ситуацию. Однако экономическое положение этих театров все еще остается тяжелым, что, несомненно, затрудняет развитие японской современной драмы.
Драма сингэки оказывает заметное влияние на кабуки. Особенно это заметно в новых постановках, где уже чувствуется рука режиссера. Прежде в кабуки режиссеров не было.
Автор: Л.Д. Гришелева