В число музейных театральных жанров попали в основном те виды театрального искусства, которые были отделены от народа, изолированы от него. В современной действительности, когда исчезла социальная база, на которой они существовали, эти жанры с их мертвыми традициями превратились в экзотические зрелища, показываемые довольно узкому кругу лиц. Примером таких жанров могут служить представления бугаку и театр ноо.
Бугаку - ритуальный танец, завезенный в Японию из Китая в VIII веке, сохраняется в первоначальном, уже исчезнувшем в Китае виде. Исполняется на квадратных открытых сценических площадках перед храмами или на специально сооруженных помостах танцорами в масках и ярких экзотических нарядах'под специфическую музыку гагаку, которая строго охранялась как храмовая ритуальная музыка и потому нетронутой дошла до наших дней. Оркестр гагаку состоит из барабанов различной величины, гонгов и деревянных духовых инструментов типа флейты. Представления бугаку устраиваются довольно редко, во время больших храмовых праздников и дворцовых церемоний или для узкого крута специалистов во время фестивалей классического японского искусства. Для широкой публики два-три раза в год устраиваются концерты музыки гагаку.
Театр бугаку
Отдельные элементы танцев бугаку вошли одной из составных частей в японскую традиционную танцевальную технику и вместе с ней попали на сцену кабуки.
Театр ноо - самая строгая классика. Это древний аристократический театр, застывший в своей традиционности. Ноо - вид очень условной танцевальной оперы, сопровождаемой музыкой флейт и барабанов разных размеров, а также мужским хором. Она исполняется на специфически устроенной небольшой сцене почти без декораций, со стилизованной сосной, нарисованной на заднике, актерами в пышных костюмах. Главные действующие лица выступают в масках. Хор и оркестр располагаются прямо на сцене. Смена то медлительных и торжественных, то бурных и стремительных движений актера условно передает человеческие переживания, о которых повествует хор. Исполнение актеров представляет собой напряженную декламацию или гортанное пение, глухо доносящееся из-под маски.
Пьесы ноо основаны преимущественно на материалах японской классической литературы и буддийских мотивах, они полны монологов и воспоминаний, действие очень растянуто, в них почти нет драматического развития и конфликта. Этот театр далек и от драмы, и от оперы в европейском смысле этих слов. Искусство ноо достигло совершенства в XIV веке и было концентрированным воплощением идеала красоты феодальной знати средневековой Японии. Музыка ноо тщательно сохранялась и передавалась последующим поколениям как церемониальная музыка военного сословия феодальной эпохи. Строго охранялись также и тайны сценического искусства театра ноо. Многочисленные трактаты Дзэами, одного из создателей этого жанра, написанные в XIV веке, только недавно стали доступны широкому кругу непосвященных и явились ценным материалом для изучения театрального искусства средневековой Японии. О внесении каких-либо изменений в эти виды искусства, об их пересмотре не могло быть даже и речи. Посвящаемые торжественно клялись в этом.
Театр ноо
В настоящее время театр ноо существует лишь благодаря постоянной финансовой помощи любителей этого жанра. Два основных театра ноо в Токио построены на средства объединения зрителей, поддерживающих этот театр.
Представления театра ноо устраиваются регулярно. Каждый месяц в Токио дается более двадцати представлений, но, поскольку они рассчитаны на довольно узкий круг зрителей, каждую программу исполняют не более двух дней подряд. Современные труппы актеров ноо сохраняют прежнюю средневековую структуру, напоминающую структуру гильдий. Историческая ценность этого театра сейчас, пожалуй, преобладает над художественной, и молодые актеры усиленно ищут пути для расширения круга зрителей и превращения театра ноо в живую классическую драму.
Театр ноо оказал очень большое влияние на кабуки и по форме, и по содержанию, и по технике исполнения. В репертуаре кабуки много пьес, особенно танцевальных, заимствованных в этом театре. Для таких пьес в кабуки существует даже специальный термин - ноторимоно («вещи, взятые из ноо»).
Автор: Л.Д. Гришелева