Другое  влиятельное  божество  –   Ярило  у  восточных  славян  олицетворял  идею  плодородия,  мужского  оплодотворяющего  начала,  сексуальной  мощи,  о  чем  свидетельствует  и  этимология  его  имени.  Корень  «яр»  имеет  значение  весеннего  плодородия  («яр»  –   первоначальная  сема  «весны»),  пробуждающихся  сил  природы  («яровые  посевы»);  а  «ярый»  означает  «горячий»,  «огненный». Очевидно, эти этимологические характеристики имел  в  виду  В.  Даль,  когда  писал  о  Яриле:  «Древний  славянский  бог  плодородия,  от  которого  ярится  земля  и  все  живое».  Культ  Ярилы  основывался  на  цикличности  природных  сил:  «от  умирания»  к  «воскрешению»  и,  в  первую  очередь,  связан  с  плодоносящей силой зерна – семени. Поэтому особым почитанием  Ярило  пользовался  в  крестьянской  среде,  где  в  его  честь  устраивались  ритуальные  празднества.  У  разных  славянских  народов  они  имели  свою  датировку.  Исследователи  отмечают  бурный,  экстатический  характер  этих  праздников,  сопровождающихся  ряженьем,  плясками,  опьянением  и сексуальным  разгулом.  Это  был  своеобразный  славянский  «карнавал»,  имеющий  ритуально - религиозный  характер,  связанный с пробуждением природы и сезонными хозяйственными  работами. Весной на празднике Ярилы девушки водили хороводы,  звучали  песни,  прославляющие  «ярого»  бога.  Допускалось  свободное  объяснение  в  любви,  в  том  числе  и  девушек.  Ярилин  огонь возбуждал сердца молодых, способствуя брачным союзам.

Ритуальным  элементом  праздника  Ярилы  являлось  «завивание» косы березам. Вообще, береза, наряду с дубом, имела  у  древних  славян  мифопоэтическое  значение,  будучи  символом  «русского» дерева.  Ее  весенняя зелень,  олицетворяющая  буйство  природных  сил,  и,  с  другой  стороны,  склоненные,  «плачущие»  ветви  отражали  своеобразие  национального,  прежде  всего  женского  характера.  Завивая  березу,  славяне  тем  самым  пробуждали  плодоносящую  силу  Ярилы,  мистически  связывая  себя с  рождающим  жизненным ритмом. Весенняя встреча Ярило  не  была  единственным  его  праздником.  В  день  летнего  солнцестояния  совершался  обряд  его  «похорон».  Зерно,  брошенное  в  землю  весной,  умирало,  появлялся  новый  колос.  Поэтому  Ярило  представлялся  дряхлым  стариком,  весело  и  с  шутками  совершали  его  погребение.  По  одному  народному  сценарию (Костромская губерния) молодые девушки потешались  над подвыпившим стариком, изображавшим Ярилу, а затем водили  хороводы. В другом месте   претендента на роль Ярилы наряжали в  шутовское  платье,  навешивали  бубенчики,  а  затем  вокруг  него  начиналась  хороводная  пляска.  Роль  старика  и  молодежи,  водившей  хороводы,  носила  отчетливый  «знаковый»  характер.  Старик Ярило умирал, чтобы своей смертью возродиться в новом  качестве. В сакральных представлениях славян Ярило воображался  молодым юношей, ездящим по полям на белом коне. На голове у  него  было  возложен  венок из  весенних  полевых цветов,  в  левой  руке  Ярило  держал  горсть  ржаных  колосьев.  Там,  где  он  появлялся, ожидали богатый урожай.

 

Автор: П.Ф. Маркин

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

Яндекс. Метрика

Google Analytics