Другое влиятельное божество – Ярило у восточных славян олицетворял идею плодородия, мужского оплодотворяющего начала, сексуальной мощи, о чем свидетельствует и этимология его имени. Корень «яр» имеет значение весеннего плодородия («яр» – первоначальная сема «весны»), пробуждающихся сил природы («яровые посевы»); а «ярый» означает «горячий», «огненный». Очевидно, эти этимологические характеристики имел в виду В. Даль, когда писал о Яриле: «Древний славянский бог плодородия, от которого ярится земля и все живое». Культ Ярилы основывался на цикличности природных сил: «от умирания» к «воскрешению» и, в первую очередь, связан с плодоносящей силой зерна – семени. Поэтому особым почитанием Ярило пользовался в крестьянской среде, где в его честь устраивались ритуальные празднества. У разных славянских народов они имели свою датировку. Исследователи отмечают бурный, экстатический характер этих праздников, сопровождающихся ряженьем, плясками, опьянением и сексуальным разгулом. Это был своеобразный славянский «карнавал», имеющий ритуально - религиозный характер, связанный с пробуждением природы и сезонными хозяйственными работами. Весной на празднике Ярилы девушки водили хороводы, звучали песни, прославляющие «ярого» бога. Допускалось свободное объяснение в любви, в том числе и девушек. Ярилин огонь возбуждал сердца молодых, способствуя брачным союзам.
Ритуальным элементом праздника Ярилы являлось «завивание» косы березам. Вообще, береза, наряду с дубом, имела у древних славян мифопоэтическое значение, будучи символом «русского» дерева. Ее весенняя зелень, олицетворяющая буйство природных сил, и, с другой стороны, склоненные, «плачущие» ветви отражали своеобразие национального, прежде всего женского характера. Завивая березу, славяне тем самым пробуждали плодоносящую силу Ярилы, мистически связывая себя с рождающим жизненным ритмом. Весенняя встреча Ярило не была единственным его праздником. В день летнего солнцестояния совершался обряд его «похорон». Зерно, брошенное в землю весной, умирало, появлялся новый колос. Поэтому Ярило представлялся дряхлым стариком, весело и с шутками совершали его погребение. По одному народному сценарию (Костромская губерния) молодые девушки потешались над подвыпившим стариком, изображавшим Ярилу, а затем водили хороводы. В другом месте претендента на роль Ярилы наряжали в шутовское платье, навешивали бубенчики, а затем вокруг него начиналась хороводная пляска. Роль старика и молодежи, водившей хороводы, носила отчетливый «знаковый» характер. Старик Ярило умирал, чтобы своей смертью возродиться в новом качестве. В сакральных представлениях славян Ярило воображался молодым юношей, ездящим по полям на белом коне. На голове у него было возложен венок из весенних полевых цветов, в левой руке Ярило держал горсть ржаных колосьев. Там, где он появлялся, ожидали богатый урожай.
Автор: П.Ф. Маркин