Основным богатством у древних славян был скот, дававший едва ли не все необходимое для жизни человека. Естественно, что мифологическое сознание народа породило и «скотьего бога» – покровителя домашних животных, который назывался Велесом (Волосом) и был одним из самых почитаемых на Руси. О Велесе упоминает ряд исторических источников. Так, в летописи о договоре славян с греками сказано, что они (греки) целовали крест и Евангелие, а Святослав «клялся оружием своим и Перуном, богом своим, и Волосом, скотием богом». Из другого свидетельства – «Жития Авраама Ростовского» – узнаем, что еще в XI веке в Ростове «чудский конец поклонялся идолу каменну, Велесу». Правда, он не вошел в состав пантеона князя Владимира, но еще раньше идол Велеса был водружен на Подоле, что свидетельствует о демократическом, народном характере этого божества.
Истоки Велеса уходят в глубокую архаику с ее зооморфными представлениями. Исходя из вариативного значения имени Велес – «волосатый», «волохатый», В.В. Иванов и В.Н. Топоров указывают на переплетение культа Велеса с почитанием медведя как хозяина животных. Кроме того, по версии исследователей, опирающихся на семантику слов с корнем «вол» – «вел», Велес связывается с божеством индийской мифологии Валу.
Функции Велеса весьма противоречивы, что отражает его эволюцию от архаики к классике. В основном его почитали как божество, покровительствующее скоту. И, поскольку слово «скот» у древних славян означало не только домашних животных, но и в широком смысле слова «богатство» («скотница» – казна, «скотолюбие» – корыстолюбие и т.д.), то Велес одновременно почитался и как бог богатства и общинного благополучия. Характерно, что корень «воло» («вло») стал составной частью слова «володеть» (владеть). Кроме этой основной функции Велес воплотил в себе сущностные характеристики Змея, волхва – врачевателя, покровителя искусства и первопредка. В качестве Змея Велес является олицетворением хтонического «нижнего мира», а следовательно, и божеством, связанным с темными силами, о чем свидетельствует летописная миниатюра, изображающая сцену клятвы Олега и его дружины. Перун изображен здесь как антропоморфное божество, а Велес – в качестве змеи, лежащей у ног княжеских дружинников. Не случайно в балтийской мифологии Велес (Велняс, Велс) означает враждебного человеку демона. А у западных славян (в Чехии) он часто отождествляется и с чертом. Так, семантическая калька Veles у чешского писателя XV в. Ткадлечека употребляется в значении «черт» в триаде «черт-Велес-змей». Последняя составляющая триады актуализирует и связь Велеса со «змеем» как изначально инфернальным мировым архетипом. В этом смысле Велес – «стратегический» противник Перуну, который «отпирает» облака и посылает дожди и плодородие. Очевидно, это и обусловило его «изолированный» характер среди других богов князя Владимира. Еще одна функция Велеса связана с покровительством музыке и песенному творчеству, что сопрягается с новогодними празднествами в его честь, сопровождавшимися песнями, плясками и музыкой. А потому божество, в честь которого справляли «творческий» праздник, могло обрести и функции покровителя поэзии.
Истукан (идол) Велеса представлял собой мощного мужчину с бородой и большим турьим рогом в руке, олицетворяющим рог изобилия. Его культ был связан с аграрно - скотоводческим хозяйством древних славян, у которых существовал обычай «завивания бороды» Велесу. После окончания жатвы последнюю горсть колосьев оставляли в поле – «Велесу на бородку». Глава семейства, собрав серпы, обертывал их сжатой соломой, прославляя при этом «скотьего» бога. Поэтичный, связанный с глубинными мифопоэтическими истоками, обряд в честь древнеславянского Велеса послужил сюжетом для «сказочной» зарисовки А.М. Ремизова «Борода».
Идол Велеса был повержен киевским князем Владимиром вместе с изображениями других языческих богов, но поклонение ему еще долго жило в народном сознании. Возможно, по созвучию имен в христианскую эпоху произошло замещение Велеса (Волоса) святым Власием Севастийским, в честь которого 11 февраля старого стиля (Власьев день) скот кормили печеным хлебом и поили его крещеной водой. Еще один христианский святой Николай Мирликинский также синтезировал в себе языческого Велеса, вобрав его родовые характеристики. На основании морфологических признаков Велеса соотносят также и со святым Георгием, поражающим Змея.
Автор: П.Ф. Маркин