Основным  богатством  у  древних  славян  был  скот,  дававший  едва ли не все необходимое для жизни человека. Естественно, что  мифологическое  сознание  народа  породило  и  «скотьего  бога»  –   покровителя  домашних  животных,  который  назывался  Велесом  (Волосом) и был одним из самых почитаемых на Руси. О Велесе  упоминает  ряд  исторических  источников. Так,  в  летописи  о  договоре славян с греками сказано, что они (греки) целовали крест  и  Евангелие,  а  Святослав  «клялся  оружием  своим  и  Перуном,  богом  своим,  и  Волосом,  скотием  богом».  Из  другого  свидетельства – «Жития Авраама Ростовского» – узнаем, что еще в  XI  веке  в  Ростове  «чудский  конец  поклонялся  идолу  каменну,  Велесу».  Правда,  он  не  вошел  в  состав  пантеона  князя  Владимира, но еще раньше идол Велеса был водружен на Подоле,  что свидетельствует о демократическом, народном характере этого  божества.

Истоки Велеса уходят в глубокую архаику с ее  зооморфными  представлениями. Исходя из вариативного значения имени Велес –  «волосатый»,  «волохатый»,  В.В.  Иванов  и  В.Н.  Топоров  указывают на переплетение культа Велеса с  почитанием медведя  как  хозяина  животных.  Кроме  того,  по  версии  исследователей,  опирающихся  на семантику  слов  с корнем «вол»  –  «вел», Велес  связывается с божеством индийской мифологии Валу. 

Функции  Велеса  весьма  противоречивы,  что  отражает  его  эволюцию от  архаики к классике.  В  основном  его  почитали как  божество, покровительствующее скоту. И, поскольку слово «скот»  у древних славян означало не только домашних животных, но и в  широком  смысле  слова  «богатство»  («скотница»  –   казна,  «скотолюбие»  –  корыстолюбие  и  т.д.),  то  Велес  одновременно  почитался  и  как  бог  богатства  и  общинного  благополучия.  Характерно,  что  корень  «воло»  («вло»)  стал  составной  частью  слова «володеть»  (владеть). Кроме этой основной функции Велес  воплотил  в  себе  сущностные  характеристики  Змея,  волхва  –  врачевателя,  покровителя  искусства  и  первопредка.  В  качестве  Змея  Велес  является  олицетворением  хтонического  «нижнего  мира»,  а  следовательно,  и  божеством,  связанным  с  темными  силами,  о  чем  свидетельствует  летописная  миниатюра,  изображающая  сцену  клятвы  Олега  и  его  дружины.  Перун изображен  здесь  как  антропоморфное  божество,  а  Велес  –  в  качестве  змеи,  лежащей  у  ног  княжеских  дружинников.  Не  случайно в балтийской мифологии Велес (Велняс, Велс) означает  враждебного человеку демона. А у западных славян (в Чехии) он  часто отождествляется и с чертом. Так, семантическая калька Veles  у чешского писателя  XV  в. Ткадлечека употребляется в значении  «черт»  в  триаде  «черт-Велес-змей».  Последняя  составляющая  триады актуализирует и связь Велеса  со  «змеем»  как  изначально  инфернальным  мировым  архетипом.  В  этом  смысле  Велес  –  «стратегический» противник Перуну, который «отпирает» облака  и посылает дожди и плодородие. Очевидно, это и обусловило его  «изолированный» характер среди  других богов князя  Владимира.  Еще одна функция  Велеса связана с покровительством музыке и  песенному  творчеству,  что  сопрягается  с  новогодними  празднествами  в  его  честь,  сопровождавшимися  песнями,  плясками  и  музыкой.  А  потому  божество,  в  честь  которого  справляли  «творческий»  праздник,  могло  обрести  и  функции  покровителя поэзии.

Истукан (идол) Велеса представлял собой мощного мужчину с  бородой  и  большим  турьим  рогом  в  руке,  олицетворяющим  рог  изобилия.  Его  культ  был  связан  с  аграрно - скотоводческим  хозяйством  древних  славян,  у  которых  существовал  обычай  «завивания бороды» Велесу. После  окончания жатвы последнюю  горсть  колосьев  оставляли  в  поле  –  «Велесу  на  бородку».  Глава  семейства,  собрав  серпы,  обертывал  их  сжатой  соломой,  прославляя  при  этом  «скотьего»  бога.  Поэтичный,  связанный  с  глубинными  мифопоэтическими  истоками,  обряд  в  честь  древнеславянского  Велеса  послужил  сюжетом  для  «сказочной»  зарисовки А.М. Ремизова «Борода».

Идол  Велеса  был  повержен  киевским  князем  Владимиром  вместе  с  изображениями других  языческих богов, но поклонение  ему еще долго жило в народном сознании. Возможно, по созвучию  имен  в  христианскую  эпоху  произошло  замещение  Велеса  (Волоса)  святым  Власием  Севастийским,  в  честь  которого  11  февраля   старого  стиля  (Власьев  день)  скот  кормили  печеным  хлебом  и  поили  его  крещеной  водой.  Еще  один  христианский  святой  Николай  Мирликинский  также  синтезировал  в  себе языческого  Велеса,  вобрав  его  родовые  характеристики.  На  основании морфологических признаков Велеса соотносят также и  со святым Георгием, поражающим Змея.

 

Автор: П.Ф. Маркин

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

***

*****