Родовым  понятием,  объединяющим  мир  упырей  у  восточных  славян,  очевидно,  был  черт.  На  его  обобщающий  характер  указывает, в частности, С.А. Токарев, замечая, что этот персонаж  выражает  «целый  ряд  отдельных,  более  узкоспециальных»  представителей  низшей  мифологии.  Об  этом  свидетельствуют  и  многочисленные  эвфемизмы:  сатана,  демон,  дьявол,  вельзевул,  шайтан, лукавый, враг, черный, немытик, анчутка, куцый и т.д.  Как  никакой  другой  из  мира  упырей,  черт  –   универсальный  персонаж,  не  ограниченный  локальным  пространственно- временным  топосом.  Для  него,  по  словам  Н.И.  Толстого,  характерно «отсутствие сезонности, он может действовать в любое  время года», способен к быстрым и разнообразным метаморфозам.

Учитывая  позднейшие  и,  прежде  всего,  христианские  наслоения, сложно воссоздать языческий облик черта.  Очевидно,  он соединял в себе зооморфные и антропоморфные свойства. Так,  по  одной  из  версий представление  черта  с  рогами и  козлиными  ногами  связано  с  тотемными  «знаками»  тура  –  обитателя  обширного восточноевропейского региона. Турьи рога также были  неразрывно  связаны  с  языческими  ритуалами:  с  рогами  (турьей  головой) часто изображались идолы богов (Святовит, Радегаст). 

В древнерусских миниатюрах XVII  века черт  изображался  «с  вытянутой шишом головой (часто лысый)..., с небольшим (куцым)  хвостом  и  с  гусиными  пятками».  В  мифопоэтической  же  традиции  его  представляли  кривым,  хромым,  лысым,  с  зооморфными  приметами  –  «собачьими  или  куриными  ногами».  Древние  верили   в  магическую  силу  волос,  лишиться  которых  означало потерю силы и богатства. Кроме того, всякая асимметрия  («кривой»,  «хромой»,  «лысый»)  и  зооморфность  –  («гусиные  пятки»,  «собачьи»,  «куриные  лапы»)  –   языческие  реликты,  сохранившиеся  в  образе  нечистого,  и  верный  знак  его  принадлежности к инфернальному миру.

Языческий  характер  черта  (чертей)  проявляется и  в  том,  что  они живут семьями, женясь обычно на ведьмах. Шумные свадьбы  справлялись  на  перекрестках  дорог,  поднимая  пылевые  вихри.  Существует поверье, что если бросить в такой пылевой столб нож  или топор, то можно разогнать свадьбу, а на том месте обнаружить  следы  крови.  Вообще,  вихрь  –  еще  одна,  «нулевоморфная», ипостась черта, ассоциирующая его со стихийными, хаотическими  силами  природы.  У чертей  рождаются  дети  –  бойкие,  шустрые  чертенята, охочие  до всевозможных  проделок  и проказ. Древние  славяне  называли  их  анчутками.  Если  учесть  беспокойный,  шустрый,  способный  на  мелкие  пакости  характер  чертенят-анчуток, то понятно, почему и людей такого склада стали называть  подобным образом.

Языческими  реликтами  в  образе  черта  объясняется,  видимо,  его осмеяние  и оглупление  в  быличках и  текстах  древнерусской  литературы,  когда  нечистый  попадал  в  нелепые  ситуации,  был  посрамлен святыми праведниками и даже простыми людьми. Ясно  одно, языческий черт не обладал теми демоническими качествами, которые позже были приписаны ему христианскими ортодоксами:  он  не  стремился  завладеть  душой  человека,  вселяться  в  тело,  чтобы  погубить  его  и  т.д.  Для  древних  черт  был  обыденным  и  даже заурядным существом, олицетворяющим враждебное начало,  повседневно окружающее и несущее опасность и козни человеку.  С  ним  можно  было  вступить  в  договорные  отношения,  в  сакральный обмен по принципу: я приношу жертву, ты («другой»)  не делай зла.

В представлении древних славян местом обитания черта было  болото,  либо  болотистая  местность,  о  чем  свидетельствуют  реликты,  сохранившиеся  в  народных  поговорках:  «Всякий  черт  свое  болото  хвалит»,  «Вольно  черту  на  своем  болоте  орать»,  «Было бы болото, а черти будут» и   т.п. Однако они вездесущи и  могут  появляться  повсеместно:  в  банях  и  овинах,  в  жилище  человека (проникая через трубу) и даже в церкви. Функциональная  типология языческого черта может быть реконструирована, исходя  из меморатов быличек  и свидетельства других   жанров народного  творчества^

1. Основная функция  нечистого  –  всевозможные  козни,  приносящие человеку зло в его различных проявлениях. Его цель –   навредить  человеку,  соблазнить  и  заморочить  его  лукавством.  Причем  свои  каверзы  и  козни  черти  совершают  обычно  в  открытом пространстве –   на перекрестках дорог, пустырях и т.п.,  где  искушают  человека  деньгами  и  вином.  Жертвами  нечистого  обычно  становятся  пьяные  люди  по  той  причине,  что  их  легче  обмануть  и  совратить  (не  случайна  поговорка:  «допиться  до  чертиков»). Наиболее активны и опасны черти ночью, в сумерках  и  перед  рассветом.  Тьма  как  знаковый  признак  хаотического  и  враждебного  начала  отчетливее  иллюстрирует  инфернальную  природу нечистого.

2. Еще одной  функциональной  приметой  черта  является  соблазнение им  женщин.  Причем  чаще всего  он  является  в виде  огненного  змея  –  очевидная  аллюзия  христианской  мифологемы  нечистого. Используя оборотничество (кроме змея, превращения в  «странника…  кузнеца,  мельника…  соседа, мужа  и  т.п.»,  он  добивается полных успехов на этом поприще.

3. Нередко черти  похищают  младенцев,  еще  не  прошедших  обряда  крещения,  либо  проклятых  своими  родителями  («иди  к  черту»). Похищенных младенцев отдают на воспитание русалкам,  ведьмам и т.п., приобщая их к «навьему миру».

4. Иногда черти  поступают  на  службу  к  человеку,  но  это  сотрудничество иллюзорно, так как, в конечном итоге, грозит ему  бедами  и  несчастьями.  Образ  черта,  испытав  христианское  влияние,  получил  широкое  хождение  в  устном  народном  творчестве,  прежде  всего,  в  сказках,  быличках,  народных  верованиях.  В  литературе  этот  образ  углубляется,  приобретая  символический  и  философский  смысл,  соотносясь  с  вечной  проблемой  Добра  и  Зла.  Достаточно  вспомнить  демона  М.Ю.  Лермонтова,  бесов  А.С.  Пушкина,  черта  Н.В.  Гоголя,  «укрощенного»  кузнецом  Вакулой,  бесов  А.М.  Ремизова  и  Ф.К. Сологуба, нечистую силу в романе М.А. Булгакова и т.д.

 

Автор: П.Ф. Маркин

 

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

Яндекс. Метрика

Яндекс.Метрика

Google Analytics

Рамблер / Топ-100