Родовым понятием, объединяющим мир упырей у восточных славян, очевидно, был черт. На его обобщающий характер указывает, в частности, С.А. Токарев, замечая, что этот персонаж выражает «целый ряд отдельных, более узкоспециальных» представителей низшей мифологии. Об этом свидетельствуют и многочисленные эвфемизмы: сатана, демон, дьявол, вельзевул, шайтан, лукавый, враг, черный, немытик, анчутка, куцый и т.д. Как никакой другой из мира упырей, черт – универсальный персонаж, не ограниченный локальным пространственно- временным топосом. Для него, по словам Н.И. Толстого, характерно «отсутствие сезонности, он может действовать в любое время года», способен к быстрым и разнообразным метаморфозам.
Учитывая позднейшие и, прежде всего, христианские наслоения, сложно воссоздать языческий облик черта. Очевидно, он соединял в себе зооморфные и антропоморфные свойства. Так, по одной из версий представление черта с рогами и козлиными ногами связано с тотемными «знаками» тура – обитателя обширного восточноевропейского региона. Турьи рога также были неразрывно связаны с языческими ритуалами: с рогами (турьей головой) часто изображались идолы богов (Святовит, Радегаст).
В древнерусских миниатюрах XVII века черт изображался «с вытянутой шишом головой (часто лысый)..., с небольшим (куцым) хвостом и с гусиными пятками». В мифопоэтической же традиции его представляли кривым, хромым, лысым, с зооморфными приметами – «собачьими или куриными ногами». Древние верили в магическую силу волос, лишиться которых означало потерю силы и богатства. Кроме того, всякая асимметрия («кривой», «хромой», «лысый») и зооморфность – («гусиные пятки», «собачьи», «куриные лапы») – языческие реликты, сохранившиеся в образе нечистого, и верный знак его принадлежности к инфернальному миру.
Языческий характер черта (чертей) проявляется и в том, что они живут семьями, женясь обычно на ведьмах. Шумные свадьбы справлялись на перекрестках дорог, поднимая пылевые вихри. Существует поверье, что если бросить в такой пылевой столб нож или топор, то можно разогнать свадьбу, а на том месте обнаружить следы крови. Вообще, вихрь – еще одна, «нулевоморфная», ипостась черта, ассоциирующая его со стихийными, хаотическими силами природы. У чертей рождаются дети – бойкие, шустрые чертенята, охочие до всевозможных проделок и проказ. Древние славяне называли их анчутками. Если учесть беспокойный, шустрый, способный на мелкие пакости характер чертенят-анчуток, то понятно, почему и людей такого склада стали называть подобным образом.
Языческими реликтами в образе черта объясняется, видимо, его осмеяние и оглупление в быличках и текстах древнерусской литературы, когда нечистый попадал в нелепые ситуации, был посрамлен святыми праведниками и даже простыми людьми. Ясно одно, языческий черт не обладал теми демоническими качествами, которые позже были приписаны ему христианскими ортодоксами: он не стремился завладеть душой человека, вселяться в тело, чтобы погубить его и т.д. Для древних черт был обыденным и даже заурядным существом, олицетворяющим враждебное начало, повседневно окружающее и несущее опасность и козни человеку. С ним можно было вступить в договорные отношения, в сакральный обмен по принципу: я приношу жертву, ты («другой») не делай зла.
В представлении древних славян местом обитания черта было болото, либо болотистая местность, о чем свидетельствуют реликты, сохранившиеся в народных поговорках: «Всякий черт свое болото хвалит», «Вольно черту на своем болоте орать», «Было бы болото, а черти будут» и т.п. Однако они вездесущи и могут появляться повсеместно: в банях и овинах, в жилище человека (проникая через трубу) и даже в церкви. Функциональная типология языческого черта может быть реконструирована, исходя из меморатов быличек и свидетельства других жанров народного творчества^
1. Основная функция нечистого – всевозможные козни, приносящие человеку зло в его различных проявлениях. Его цель – навредить человеку, соблазнить и заморочить его лукавством. Причем свои каверзы и козни черти совершают обычно в открытом пространстве – на перекрестках дорог, пустырях и т.п., где искушают человека деньгами и вином. Жертвами нечистого обычно становятся пьяные люди по той причине, что их легче обмануть и совратить (не случайна поговорка: «допиться до чертиков»). Наиболее активны и опасны черти ночью, в сумерках и перед рассветом. Тьма как знаковый признак хаотического и враждебного начала отчетливее иллюстрирует инфернальную природу нечистого.
2. Еще одной функциональной приметой черта является соблазнение им женщин. Причем чаще всего он является в виде огненного змея – очевидная аллюзия христианской мифологемы нечистого. Используя оборотничество (кроме змея, превращения в «странника… кузнеца, мельника… соседа, мужа и т.п.», он добивается полных успехов на этом поприще.
3. Нередко черти похищают младенцев, еще не прошедших обряда крещения, либо проклятых своими родителями («иди к черту»). Похищенных младенцев отдают на воспитание русалкам, ведьмам и т.п., приобщая их к «навьему миру».
4. Иногда черти поступают на службу к человеку, но это сотрудничество иллюзорно, так как, в конечном итоге, грозит ему бедами и несчастьями. Образ черта, испытав христианское влияние, получил широкое хождение в устном народном творчестве, прежде всего, в сказках, быличках, народных верованиях. В литературе этот образ углубляется, приобретая символический и философский смысл, соотносясь с вечной проблемой Добра и Зла. Достаточно вспомнить демона М.Ю. Лермонтова, бесов А.С. Пушкина, черта Н.В. Гоголя, «укрощенного» кузнецом Вакулой, бесов А.М. Ремизова и Ф.К. Сологуба, нечистую силу в романе М.А. Булгакова и т.д.
Автор: П.Ф. Маркин