К архаичным формам мифологии относится и вера древних славян в упырей и берегинь, о которых упоминается в древнерусских памятниках. Источником данного культа является первобытный анимизм, возникший в глубинах охотничьего хозяйства, а возможно, еще в палеолите. Если Род и рожаницы – это «макрокосмическая» картина бытия, как она представлялась древним славянам, то мифы о берегинях и упырях представляют «микрокосмос», стремление осмыслить реальную среду обитания, то, что непосредственно окружает человека. Древний славянин воображал мир как бинарную оппозицию «свой-чужой». Силы, покровительствующие человеку, оберегающие от бед и несчастий, почитались «своими». Враждебные же силы, несущие зло и угрожающие его существованию, составляли «чужой», «другой» мир. Соответственно, и божества, олицетворяющие эти явления, воздействовали адекватно: одни приходили на помощь, оберегали человека, другие стремились вредить и даже погубить его. Олицетворением «злого» начала жизни у древних славян были упыри, истоки которых глубоко архаичны, о чем свидетельствует текст «Слова об идолах».
Название «упыри» имеет двойной смысл. Во-первых, оно означает родовое понятие враждебных человеку темных сил («навий» мир). Позднее упырями стали называть оживших мертвецов, явившихся из «другого» мира и пьющих из людей кровь. В такой интерпретации упырь стал существом «интертекстуальным», прочно вошедшим в фольклорные и литературные сюжеты самых разных народов. Считалось, что упырями часто становятся неприкаянные души людей, причинявших зло при жизни, умерших на чужбине и не погребенных по обычаям рода. Их называли еще и «навьи» и, чтобы задобрить, топили бани, выставляли различную еду и напитки. Древние славяне, защищаясь от упырей, носили разные обереги, пользовались заговорами, использовали в одежде вышивки, изображающие охранительные магические знаки.
Мир упырей достаточно многолик, их персонифицированным выражением являются черти (бесы), злыдни, шишиги, кикиморы, анчутки, нетопыри, Лихо одноглазое и т. д. Это мир призрачный, невидимый, а потому «импрессионистичный», не имеющий реального, зримого воплощения. Не случайно поэтому «портретные характеристики» упырей столь неопределенны и противоречивы. Трудно вообразить их первоначальный облик, каким он представлялся древнему славянину, так как под воздействием христианства он в значительной мере трансформировался, растеряв свои «родовые» черты. В мифологических персонажах «навьего мира» утрировалось злое, демоническое начало, доведенное до гротескных масштабов. Поэтому многоликий мир упырей, известный нам по церковной литературе и произведениям устного народного творчества, несет на себе во многом печать христианского влияния. Это касается не только традиционных персонажей – черта и беса, которые пропахли серой, пройдя сквозь строй «церковных шпицрутенов», но и остальных представителей враждебного человеку начала.
Автор: П.Ф. Маркин