Двойственность отношений природы и религии, одновременная сопоставленность и противопоставленность этих парадигм ощущается читателем в стихотворениях «Гой ты, Русь моя родная», «Душа грустит о небесах» и др. В стихотворении «Гой ты, Русь моя родная» (1914) родина и рай - явления одного ряда для лирического героя: ХАТЫ - В РИЗАХ ОБРАЗА: ПАХНЕТ ЯБЛОКОМ И МЕДОМ. ПО ЦЕРКВАМ ТВОЙ КРОТКИЙ СПАС и т. д. Родина и природа также едины: ПОЛЯ, ТОПОЛЯ, ЛУГА, СТЕЖКА и т. п. – РУСЬ, ХАТЫ, ЦЕРКВА, ПЛЯС и т. п. Противопоставление родины раю в последней строфе
(Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая.
Дайте родину мою»)
не подкреплено предшествующим текстом, где утверждалось единство этих двух начал. Строфа воспринимается как достаточно противоречивая: декларируемое противопоставление рая (религии) родине (а, следовательно, и природе) противоречит фактическому их объединению: Русь и есть рай.
Как уже отмечалось, отношения частичного и полного противопоставления природной и религиозной парадигм нетипичны для есенинской лирики. В большей части произведений эти парадигмы находятся в отношениях единства. Чаще всего это единство достигается благодаря связи с третьей парадигмой - парадигмой оценки явлений лирическим героем («За горами, за желтыми долами», «Опять раскинулся узором», «Пойду в скуфье смиренным иноком», «Я - пастух, мои палаты», «Чую радуницу божью», «Я снова здесь, в семье родной» и др.). Например, в стихотворении «Я - пастух, мои палаты» (1914) объединение природной и религиозной парадигм (ПОЛЯ, ГОРЫ, СКАТЫ, ЛЕС, ОБЛАКО, СОСНЯК, ТОПОЛЯ, КОРОВЫ, ДУБРОВЫ, РЕКА + МОЛЮСЬ, ПРИЧАЩАЮСЬ) происходит в метафорических сочетаниях, характеризующих позицию лирического героя: МОЛЮСЬ НА АЛЫ ЗОРИ, ПРИЧАЩАЮСЬ У РУЧЬЯ. Аналогичные примеры: ПОД ВЕНКОМ, В КОЛЬЦЕ ИГОЛОК, МНЕ МЕРЕЩИТСЯ ИСУС; ОН ЗОВЕТ МЕНЯ В ДУБРОВЫ, КАК ВО ЦАРСТВИЕ НЕБЕС; ПОКЛОНЯЮСЬ ПРИДОРОЖЬЮ, ПРИПАДАЮ НА ТРАВУ («Чую радуницу божью»); МОЛЮСЬ ДЫМЯЩЕЙСЯ ЗЕМЛЕ («Я снова здесь, в семье родной»); И МЫСЛИЛ И ЧИТАЛ Я ПО БИБЛИИ ВЕТРОВ, И ПАС СО МНОП ИСАИЯ МОИХ ЗЛАТЫХ КОРОВ («О пашни, пашни, пашни»).
Состав природной парадигмы, объединяющейся с парадигмой РЕЛИГИЯ, не является специфическим ни в целом, ни для каждого из выделенных выше типов. Это еще раз доказывает, что есенинская лексика многофункциональна: одни и те же слова встречаются в разных модификациях природной парадигмы независимо от того, какую функцию они выполняют и с какой парадигмой пересекаются. Однако преобладающими в природной парадигме, пересекающейся с парадигмой РЕЛИГИЯ, являются лексемы, связанные с пространственной характеристикой художественного мира С. Есенина (ПОЛЕ, ЛУГ, РАВНИНА, СТЕПЬ, ДОЛЫ, ПОЖНИ, ЖИТО, ХОЛМЫ и др.). а также наименования растений, причем, как правило, в форме, вызывающей представления о множественности объектов (ЛЕС, ТРАВЫ, РОЩИ, ЕЛИ, ВИШНИ, КУСТЫ, КОПНЫ, СТОГА, СОСНЫ п т. д.). Масштабности описания соответствуют и наименования природных явлений типа НЕБЕСА, ЗОРИ, ОБЛАКА, ЗВЕЗДА, ТУЧА н др. Чаще других с парадигмой РЕЛИГИЯ соотносятся слова ЗВЕЗДА, ЗАРЯ, НЕБЕСА, ВЕТЕР. Очевидно, представления о небесном происхождении божественного начала сыграли в этом случае определенную роль, хотя в лирике С. Есенина религия теснее всего связала с земным бытием.
Автор: И.И. Степанченко