В стихах С. Есенина единицы природной парадигмы выступают как параллель, аналог родного края, родины. В основном эта функция характерна для поздней лирики С. Есенина. Объединение парадигм чаще всего происходит благодаря связи с третьей, оценочной парадигмой. В разных произведениях эта оценка может быть разной. Например, в стихотворении «Сторона ль моя, сторонка» оценка отрицательная (см. связь с парадигмой ГОРЕВАЛ, ЧАХНЕТ, ПЕЧАЛЬ, ВЫГЛОДАЛА и др.), в стихотворении «Топи да болота» - сдержанно положительная.
При этом отдельные лексемы природной парадигмы в обоих стихотворениях совпадают (например, ЛЕС), что свидетельствует о нейтральности связанных с ними ассоциаций. В целом же парадигмы различны: с положительной оценкой ассоциируются НЕБЕСА, СИНИЦА, ЕЛИ, ЛУГ, ЛИПА, РАКИТА, с отрицательной - КОСА, ОБЛАКА, КУКУШКА, ПОЛОВОДЬЕ. Для наделения всех слов этого ряда символической функцией нет оснований, однако отдельные слова, например, КУКУШКА вызывают стабильные ассоциации с печалью, покинутостью, одиночеством (ср. аналогичные фольклорные ассоциации). Большая же часть слов может употребляться в прямо противоположных оценочных контекстах (ср. ПОЛОВОДЬЕ в приведенном выше примере и ПОЛОВОДЬЕ ЧУВСТВ в стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу»).
В позднем творчестве С. Есенина параллель природа - родина связана с анализом таких антиномий, как СТАРОЕ - НОВОЕ, ПУТЬ - ПРИЮТ, МОЛОДОСТЬ - УВЯДАНИЕ и др. При этом варьирования состава парадигм практически не происходит. Напри мер, противопоставление СТАРОЕ - НОВОЕ в стихотворениях «Хулиган», «Я последний поэт деревни» и др. подразумевает антитезность природной парадигмы, объединенной с парадигмой РОДИНА, парадигме ЖЕЛЕЗНЫЙ ГОСТЬ, КАМЕННОЕ И СТАЛЬНОЕ. При этом природная парадигма включает слова ДОЖДИК, ЛУГА, ЛУНА, БЕРЕЗА, ХОЛМЫ, САД. ВЕТР, ПОЛЯ, ТРОПА, ЗАРЯ, КОЛОСЬЯ. Другой мотив - мотив приюта, формируется парадигмой САД, ЛИПЫ, СОЛОМА, ДОЖДЛИВАЯ и др. («Эта улица мне знакома»); БЕРЕЗНЯК, ЗВЕЗДЫ. ЛУНА, ВОДА. ЦВЕТ, ПУРГА, КЛЕН, ЛИСТЬЯ. ДОЖДЬ («Я покинул родимый дом»); РЯБИНА, ЛИСТВА, ПЕС, СОЛОМЕННАЯ, ВАСИЛЬКОВОЕ («Я красивых таких не видел»); КОНОПЛЯНИК, ЛУГА, КРАПИВА, ЛУНА, ПРУД, ПЕС («Не вернусь я в отчий дом») и т.д. Принципиальных различий в составе природной парадигмы, формирующей различные варианты параллели природа - родина, нет. Сама по себе, таким образом, природная парадигма не позволяет различать указанные мотивы, скорее она соотносит их друг с другом, выстраивает в один ряд. Как функциональное образование каждое из слов природной парадигмы важно не само по себе, а как представитель определенного ряда, вызывающий те же относительно стабильные ассоциации, что и ряд в целом.
Рассматривая параллель природа - родина, необходимо обратить особое внимание на повторяющиеся лексемы природной парадигмы, ибо именно они вызывают у читателя образы, которые составляют «костяк» соответствующей части пространства художественного мира С. Есенина. В анализируемом ряду наиболее частотным является слово ЛУНА (ЛУННЫЙ, ЛУННОСТЬ), к которому примыкает слово МЕСЯЦ. Вторым по степени частотности оказывается слово ЛИСТЬЯ (ЛИСТВА), далее по степени убывания частотности: БЕРЕЗА (БЕРЕЗКА, БЕРЕЗНЯК, БЕРЕЗЬ), ВЕТЕР (ВЕТРЯНОЙ), ЛУГА, ПОЛЕ, ДОЖДИК (ДОЖДЬ, ДОЖДЛИВЫЙ), ЗВЕЗДА, САД. Именно эти слова образуют фундамент природного здания, соотностящегося с миром родного края. Здесь представлены наиболее частотные лексемы природной парадигмы, наиболее типичные единицы, и именно в силу своей типичности, наибольшей узнаваемости в парадигме она ассоциируется с родиной лирического героя.
Автор: И.И. Степанченко