Парадигма РЕЛИГИЯ является вторым лексическим рядом, с которым тесно взаимодействует природная парадигма. Из двух противоположных тенденций, характеризующих взаимоотношения этих парадигм, ведущей является тенденция к взаимосвязи, единству, а иногда и тождеству. Противопоставление природы и религии, характерное для поздних есенинских стихов, в раннем творчестве встречается реже.
В позднем творчестве, например, в стихотворении «Мы теперь уходим понемногу» (1924) природная парадигма (НИВЫ. МГЛА) эксплицитно противопоставляется потустороннему (ТОЙ СТРАНЕ) как утверждение бесценности земного бытия:
Знаю я, что в той стране не будет
Этих нив, златящихся во мгле.
Оттого и дороги мне люди.
Что живут со мною на земле.
В раннем творчестве противопоставление мира природы и мира религии встречается в таких произведениях, как «По дороге идут богомолки» (1914). Развитие обеих парадигм происходит параллель но- с одной стороны, ДОРОГА, ПОЛЫНЬ, КАНАВЫ, ПОЛЕ, ТАБУН САД СОБАКИ, ГУМНО, СУМЕРКИ, СОЛНЦЕ, РОЩИ, ВЕТЛЫ, с другой-БОГОМОЛКИ, КОЛОКОЛЬНЯ. ЗВОН, КЕЛЕЙКА, МОНАХИ, ВРАТА, МОНАСТЫРСКИЕ, КАНОН. Пересечение этих парадигм в неметафорической синтагме (А В САДУ РАЗБРЕХАЛИСЬ СОБАКИ, СЛОВНО ЧУЯ ВОРОВ НА ГУМНЕ) наделяет богомолок сниженными оценочными характеристиками. Аналогично развиваются и пересекаются указанные парадигмы в стихотворении «Калики» (1910). Пересечение природной и религиозной парадигм в строках МИМО КЛЯЧИ С ПОКЛАЖЕЮ ТОПАЛИ, ПОДПЕВАЛИ ГОРЛАСТЫЕ ГУСИ также является средством выражения отрицательного отношения к каликам. В обоих стихотворениях пересекающиеся фрагменты парадигм связаны отношениями сопутствующего действия, своеобразной сюжетной параллели.
Элементы противопоставления природы и религии можно обнаружить и в стихотворении «Там, где вечно дремлет тайна» (1916). Это противопоставление реализуется благодаря связи с парадигмой ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОИ. Антитеза НЕЗДЕШНИЕ ПОЛЯ — ЗЕМЛЯ в первой строфе:
(Там, где вечно дремлет тайна.
Есть нездешние поля.
Только гость я. гость случайный
На горах твоих, земля)
порождает противопоставление соответствующих рядов, в которые входят эти единицы, причем противопоставленными по существу являются лексемы природной парадигмы, часть которой (СВЕТИЛА, ЗАХОД, ВОСТОК, ТЬМА, ВЫСЬ, ЗВЕЗДНАЯ, БЕЗДНА) в соответствии с исходной антитезой и связью с парадигмой ЗАТУМАНИЛ, РОК, НЕМАЯ, ПОКОИ приобретает статус членов религиозной парадигмы.
Автор: И.И. Степанченко