По глубине текста стихотворения «Мне грустно на тебя смотреть» (1923), «Закружилась листва золотая» (1918), «Я усталым таким еще не был» (1923) относятся к шестому типу. Рассмотрим их более подробно. Вариативность восприятия стихотворения «Закружилась листва золотая» на концептуальном уровне обусловлена противоречивостью оценочной парадигмы, которая частично совмещена с парадигмой ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ, частично функционирует изолированно.
Противоречивость характеризует обе части парадигм. Симпатии лирического героя — на стороне увядания: ПРОХЛАДА В ДУШЕ И В ДОЛИНЕ - стремление к слиянию с миром природы, где царит покой, что эксплицировано в последних строках стихотворения: ГДЕ ЖЕ ТЫ, МОЯ ТИХАЯ РАДОСТЬ - ВСЕ ЛЮБЯ, НИЧЕГО НЕ ЖЕЛАТЬ. Вариативность осмысления оценки обусловлена отсутствием в тексте мотивировки состояния души лирического героя. Читатель ищет подтекст, не удовлетворяясь эксплицитно выраженным объяснением ПРОХЛАДЫ В ДУШЕ близостью лирического героя природе. Вывод также воспринимается неоднозначно: он может быть понят и как стремление к ТИХОЙ РАДОСТИ, и как констатация, что последняя отсутствует, и как утверждение ее невозможности. Таким образом, причина вариативности текста на концептуальном уровне — отсутствие в оценочной парадигме мотивирующих компонентов, противоречивость оценки и вариативность вывода. Вариативность обусловлена составом и функциями парадигм, средства же пересечения парадигм просты. В стихотворении присутствуют и проективный, и концептуальный планы.
Два других названных стихотворения, относящиеся к 6-му типу, по преимуществу носят концептуальный характер. Причины возникающей вариативности - также в противоречии между имплицитными и эксплицитными оценками различных сторон антиномии МОЛОДОСТЬ - УВЯДАНИЕ: эксплицитно антиномия разрешается в пользу увядания, имплицитно - в пользу молодости.
В стихотворении «Я усталым таким еще не был» нет четких оценок молодости и увядания. Описание противоречит субъективным оценкам (ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК ГУБИТ ЧЕЛОВЕКА): КАК В СМИРИТЕЛЬНУЮ РУБАШКУ, МЫ ПРИРОДУ БЕРЕМ В БЕТОН. Те же законы действуют в мире лирического героя. Гибель природы равносильна гибели человека, поэтому часть парадигмы ПОЛЮБИЛ ТИХИЙ СВЕТ И ПОКОИ, УМИРЯЕТСЯ БЕШЕНЫЙ ПЫЛ, ОТСКАН- ДАЛИЛ и т. п. в подтексте воспринимается как утверждение трагичности существования лирического героя, а НИЧЕГО НЕ ХОЧУ ВЕРНУТЬ - как некоторый наигрыш. Таким образом, в оценочной парадигме возникает противоречие между прямыми оценками, вытекающими из связи с природной парадигмой. Это определяет вариативность восприятия произведения на концептуальном уровне.
Аналогичны причины вариативности и в стихотворении «Мне грустно па тебя смотреть»: контрастен состав оценочной парадигмы, вывод в пользу увядания противоречит подтексту. Следовательно, в рассмотренных произведениях шестого типа вариативность восприятия на концептуальном уровне обусловлена составом и функциями парадигм, в частности - оценочной. Средства же пересечения с другими парадигмами в данном случае просты (метафорические сочетания, неметафорические синтагмы и связь с оценочной парадигмой) н источником вариативности являются лишь опосредованно, соотнося те или иные парадигмы при формировании имплицитных оценок.
Автор: И.И. Степанченко
Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.