С точки зрения глубины текста произведения, развивающие антиномию ЖИЗНЬ - СМЕРТЬ, могут быть разделены на две основные группы (1-й и 6-й типы). Кроме того, одно стихотворение относится ко 2 (3) типу, одно - к четвертому и одно к восьмому.
Стихотворения, воспринимаемые однозначно, преобладают в количественном отношении: «Корова» (1915), «Лисица» (1911), «Песнь о хлебе» (1923), «Песнь о собаке» (1915), «Сыпь, гармоника. Скука... Скука...» (1922), «Пой же, пой. На проклятой гитаре» (1922), «Годы молодые с забубённой славой» (1924), «Прощай, Баку» (1925), «До свиданья, друг мой, до свиданья» (1925). Часть из них относится к раннему периоду, часть - к последнему, что подтверждает выдвинутый ранее тезис об эволюции глубины текста в поэзии. С. Есенина с пиком во втором периоде. Ранние произведения С. Есенина, посвященные животным («Корова», «Лисица», «Песнь о хлебе»), характеризуются как преимущественно проективные. В них присутствует оценочная парадигма, слитая с парадигмой ЖИВОТНЫЕ. Эта парадигма определяет эмоциональную тональность стихотворения и привносит в него элементы концептуальности... Во всех названных произведениях две основные парадигмы - ПРИРОДА (подразделяющаяся на основную подпарадигму ЖИВОТНЫЕ и второстепенную НЕЖИВАЯ ПРИРОДА) и абстрактно-человеческая (персонифицирующая) парадигма. Мир человека и мир животного не противопоставляются друг другу. Средства пересечения - в основном пеметафорические синтагмы, сравнения, метафоры малой глубины. Как уже отмечалось, в ранних стихотворениях С. Есенина антиномия ЖИЗНЬ - СМЕРТЬ имеет отношение не к лирическому герою, а к другим действующим лицам произведения, хотя абстрактно-человеческая парадигма, присутствующая в них, относит эмоциональную оценку животных и к миру людей, в том числе и к миру лирического героя.
К рассмотренным стихотворениям примыкает более позднее произведение «песнь о хлебе». Несмотря на включенность в тот же тип. парадигматическая организация лексики в нем сложнее. Оценочная парадигма отделена от парадигмы ЖИВОТНЫЕ, носит самостоятельный характер, усиливая тем самым концептуальный элемент структуры текста, соответственно усложняются и средства пересечения парадигм: наряду с отмеченными выше как отдельное средство пересечения выступает связь с оценочной парадигмой. Более усложненными являются и функции парадигм: неживая природа противопоставляется человеку как добро злу. Состав парадигм при этом остается неизменным. Тональность, создаваемая оценочной парадигмой, сопоставление и противопоставление других парадигм являются однозначными, лишены противоречий, выражены эксплицитно. Поэтому, несмотря на большую сложность парадигматической организации лексики, стихотворение воспринимается однозначно.
Автор: И.И. Степанченко