С точки зрения глубины текста произведения, развивающие антиномию ЖИЗНЬ - СМЕРТЬ, могут быть разделены на две ос­новные группы (1-й и 6-й типы). Кроме того, одно стихотворение от­носится ко 2 (3) типу, одно - к четвертому и одно к восьмому.

Стихотворения, воспринимаемые однозначно, преобладают в коли­чественном отношении: «Корова» (1915), «Лисица» (1911), «Песнь о хлебе» (1923), «Песнь о собаке» (1915), «Сыпь, гармоника. Ску­ка... Скука...» (1922), «Пой же, пой. На проклятой гитаре» (1922), «Годы молодые с забубённой славой» (1924), «Прощай, Баку» (1925), «До свиданья, друг мой, до свиданья» (1925). Часть из них относится к раннему периоду, часть - к последнему, что подтверж­дает выдвинутый ранее тезис об эволюции глубины текста в поэзии. С. Есенина с пиком во втором периоде. Ранние произведения С. Есе­нина, посвященные животным («Корова», «Лисица», «Песнь о хле­бе»), характеризуются как преимущественно проективные. В них присутствует оценочная парадигма, слитая с парадигмой ЖИВОТ­НЫЕ. Эта парадигма определяет эмоциональную тональность стихот­ворения и привносит в него элементы концептуальности... Во всех названных произведениях две основные парадигмы - ПРИРОДА (подразделяющаяся на основную подпарадигму ЖИВОТНЫЕ и вто­ростепенную НЕЖИВАЯ ПРИРОДА) и абстрактно-человеческая (персонифицирующая) парадигма. Мир человека и мир животного не противопоставляются друг другу. Средства пересечения - в основ­ном пеметафорические синтагмы, сравнения, метафоры малой глу­бины. Как уже отмечалось, в ранних стихотворениях С. Есенина ан­тиномия ЖИЗНЬ - СМЕРТЬ имеет отношение не к лирическому герою, а к другим действующим лицам произведения, хотя абстрактно-человеческая парадигма, присутствующая в них, относит эмоциональную оценку животных и к миру людей, в том числе и к миру ли­рического героя.

К рассмотренным стихотворениям примыкает более позднее произ­ведение «песнь о хлебе». Несмотря на включенность в тот же тип. парадигматическая организация лексики в нем сложнее. Оценочная парадигма отделена от парадигмы ЖИВОТНЫЕ, носит самостояте­льный характер, усиливая тем самым концептуальный элемент стру­ктуры текста, соответственно усложняются и средства пересечения парадигм: наряду с отмеченными выше как отдельное средство пере­сечения выступает связь с оценочной парадигмой. Более усложненны­ми являются и функции парадигм: неживая природа противопоставля­ется человеку как добро злу. Состав парадигм при этом остается не­изменным. Тональность, создаваемая оценочной парадигмой, сопостав­ление и противопоставление других парадигм являются однозначны­ми, лишены противоречий, выражены эксплицитно. Поэтому, не­смотря на большую сложность парадигматической организации лек­сики, стихотворение воспринимается однозначно.

 

Автор: И.И. Степанченко

 

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

***

*****