Очень тесно были связаны с театром кабуки многочисленные сибаидзяя (театральные чайные дома). В них театралы могли поесть, договориться о местах в театре, оставить свои вещи, отправляясь в театр, посидеть, поговорить с друзьями. Эти чайные дома были также приличной заменой домов свиданий.
Именно здесь актеры могли встречаться со своими покровителями. Обстановка этих заведений становилась все более блестящей, популярность их росла. Вскоре и они стали предметом заботы властей. Рад ограничительных распоряжений обрушился на эти дома, однако не дал заметных результатов.
Тормозила развитие театра кабуки и система законов, устанавливавших для каждой социальной группы горожан определенный регламент в отношении одежды, жилища, пищи и т. п. Актерам театра кабуки, как театра горожан, не разрешалось появляться на сцене в костюмах из парчи, шелка и других дорогих тканей. За нарушение этих установлений театральные деятели подвергались тюремному заключению.
Интерес к дорогой одежде очень характерен для традиционной японской культуры. В классической литературе, начиная с «Гэндзи моногатари», придворного романа конца X - начала XI века, обычно приводятся самые детальные описания платья. Этот интерес возрос с развитием искусства ткачества после приезда китайских ткачей в Сакаи в конце XVI века и после утверждения квартала Нисидзин в Киото как основного центра ткачества. В течение XVII века достижения в искусстве ткачества и крашения превратили интерес к красивой одежде в страсть.
Богатые костюмы из парчи и шелка были существенной частью драмы ноо и как основной красочный элемент в значительной мере определяли эффектность ее представлений. Очень выигрывали от богатых костюмов и спектакли кабуки, и потому запрещение этих костюмов было для театра чувствительным ограничением.
Запрещение мотивировалось правительством соображениями морали. Феодальное правительство не одобряло слишком соблазнительное изображение «веселых кварталов» и их обитательниц. Эти кварталы с домами любви, чайными домиками и прочими увеселительными заведениями занимали особое место в жизни старого японского города. Это были, пожалуй, единственные уголки в средневековой Японии, где не играла роли сословная принадлежность. Только там горожанин мог чувствовать себя равным самураю или даже выше его. Блестящая обстановка и шумная жизнь «веселых кварталов» были материалом для наиболее красочных сцен большинства исторических и всех бытовых пьес кабуки. И поскольку все это весьма привлекало самураев, изображение этой жизни, такой яркой, подрывало не только моральные устои, но и иерархическую социальную систему феодализма.
Различные ограничительные меры принимались правительством и в отношении архитектуры, обстановки и оборудования театров. Но, несмотря на неодобрение властей, театры расширялись, их оборудование совершенствовалось, и пышные костюмы так или иначе снова появлялись на сцене кабуки.
Существовали запретительные законы, касающиеся содержания пьес, которое могло оказать на зрителей нежелательное моральное или политическое влияние. Драматургам запрещалось затрагивать современные события, действующими лицами которых являлись представители правящего класса. Поэтому создателям пьес для кабуки приходилось прибегать к камуфляжу: смешивать факты и вымысел, путать хронологию, изменять имена героев, место действия и т. д.
Цензура пресекала все попытки написания пьес, обладающих реальной социальной и политической значимостью, но идущих вразрез с интересами правящей верхушки. Поэтому запрещенный материал тщательно вуалировался. Так, в своих исторических пьесах Тикамацу иногда как бы случайно упоминал о скандалах, касающихся высокопоставленных лиц его времени, маскируя эти упоминания рассказом о событиях прошедшего века и соответствующим изменением имен героев. Правда, маскировка была достаточно прозрачной, и зрители все понимали. Иногда бывало, что, казалось бы, безобидный юмор переходил в политическую сатиру. Такая сатира, направленная против сёгуна Цунаёси, оказывавшего чрезмерное покровительство животным, от которого страдали люди, была, например, в пьесе Тикамацу «Монах Сагами и тысяча собак» («Сагами ню до сэмбики ину»), поставленной в Осака в 1714 году. Тикамацу не был за нее наказан лишь потому, что Цунаёси вскоре умер, а Иэнобу - его преемник - отменил законы о животных, осмеянные драматургом; кроме того, эта пьеса была поставлена в Осака, далеко от резиденции Токугава. Критическая направленность отдельных пьес кабуки очень привлекала горожан, но не способствовала завоеванию расположения властей.
Последовательное рассмотрение законов феодального правительства, направленных на ограничение развития кабуки и установление контроля над ним, показывает, что правительству приходилось уступать под давлением интересов театра. Власти сталкивались не только с петициями руководителей театра, но и с постоянным непослушанием законам со стороны руководителей театра, актеров и драматургов, а также публики. Правительство потерпело поражение почти по всем пунктам: все более фундаментальная конструкция театров, хорошо оборудованные сцены, великолепные театральные чайные дома, употребление париков и богатых костюмов, введение в пьесы слегка завуалированных эпизодов из современной жизни и т. д.
Автор: Л.Д. Гришелева