Театр кабуки широко обращался ко всем классам и сосло­виям, и ограничить это обращение было невозможно. В середине XVII века труппу кабуки несколько раз приглашали в замок сёгуна, а после революции Мэйдзи сам император почтил театр кабуки своим присутствием.

Трудно предположить, как бы развивался кабуки без вме­шательства правительства - всевозможные репрессии сопровож­дали его развитие с самого начала. Возможно, что именно в результате этого кабуки довольно быстро сформировался как вид драматического искусства, свободный от различных побоч­ных наслоений. Постоянный надзор правительства невольно под­толкнул развитие кабуки от водевиля и бурлеска в сторону серьезной драмы, от одноактных танцевальных пьес к многоакт­ным драмам. Изгнание со сцены женщин, как уже говорилось, ускорило эволюцию его театральности.

Так, в общих чертах, сложился современный кабуки, береж­но сохраняющий свои традиции и прочно занимающий цент­ральное место в театральной жизни Японии наших дней.

На протяжении всей своей истории кабуки был широко рас­пространенным видом театрального искусства. Небольшие труп­пы в маленьких театрах устраивали представления кабуки по всей стране. После второй мировой войны наблюдается центра­лизация этого жанра. Мелкие труппы, которые прежде несколь­ко раз в год совершали гастрольные турне по Японии, пере­стали существовать. Теперь представления кабуки можно уви­деть только в больших городах, в огромных театрах, специаль­но построенных театральными компаниями. В Токио имеется три таких театра, в Осака - два, в Киото и Нагоя - по одному.

В настоящее время есть несколько крупных трупп кабуки. Каждая из них устраивает представления двадцать пять дней в месяц, два раза в день. Каждое представление собирает при­мерно две тысячи зрителей. И если учесть, что билеты в этот театр в пять-шесть раз дороже, чем на любой спектакль сингэки, ясно, что коммерческая сторона этого предприятия приобретает важное значение.

Все эти труппы кабуки находятся под контролем крупной театральной и кинокомпании «Сётику». Эта компания существует с 1902 года. Привлекая к руководству наиболее крупных акте­ров кабуки, она постепенно стала распоряжаться всеми театрами кабуки. С 1920 года она стала распространять сферу своей деятельности и на кино, выдвинувшись в число наиболее крупных кинокомпаний Японии. Сосредоточив в своих руках здания театров кабуки, большое число киностудий и кинотеатров, ком­пания «Сётику» превратилась в крупнейший театральный трест, монопольно распоряжающийся актерским составом, репертуаром: и программой гастролей всех трупп кабуки. Особняком стоит только один театр кабуки - «Дзэнсиндза». Это во многих отношениях интересный коллектив, но о нем речь впереди.

Все актеры кабуки подчиняются президенту компании «Сётику». За свой труд они получают ежемесячно сумму, произ­вольно устанавливаемую компанией. Они принадлежат театру от одиннадцати утра и до десяти часов вечера, так как еже­дневно дается два представления, в которых занят весь состав труппы,

С целью получения больших доходов новые театры стро­ятся с расчетом на максимальное число зрителей. Сцены в этих театрах достигают тридцати метров в ширину, залы огромны. В результате актеры вынуждены перенапрягаться, а пьесы, ко­торые должны были реалистически рисовать жизнь простых горожан, либо утратили свой первоначальный облик из-за под­черкнутости действия и слишком громкой декламации, к кото­рым вынуждают размеры сцены и зала, либо совсем перестали ставиться.

Все это не вызывает открытых протестов со стороны акте­ров, так как актер, осмелившийся протестовать против злоупот­реблений монополии «Сётику», практически лишается возмож­ности выступать вообще.

Даже в настоящее время внутри трупп кабуки сохраняются феодальные отношения между актером-мастером и учеником. На получение хорошей роли могут рассчитывать только дети крупных артистов. Большинство актеров долгие годы остаются учениками-слугами ведущих артистов, но часто так и не полу­чают важной роли. Никаких школ или институтов для подготовки актеров кабуки не существует.

В последние годы у подлинных ценителей кабуки вызывает опасения тенденция руководителей театра подчеркнуть внеш­нюю стилизованную красивость представлений в расчете на любовь к экзотике иностранных туристов, охотно посещающих театр.

Автор: Л.Д. Гришелева

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

***

*****