Театр кабуки широко обращался ко всем классам и сословиям, и ограничить это обращение было невозможно. В середине XVII века труппу кабуки несколько раз приглашали в замок сёгуна, а после революции Мэйдзи сам император почтил театр кабуки своим присутствием.
Трудно предположить, как бы развивался кабуки без вмешательства правительства - всевозможные репрессии сопровождали его развитие с самого начала. Возможно, что именно в результате этого кабуки довольно быстро сформировался как вид драматического искусства, свободный от различных побочных наслоений. Постоянный надзор правительства невольно подтолкнул развитие кабуки от водевиля и бурлеска в сторону серьезной драмы, от одноактных танцевальных пьес к многоактным драмам. Изгнание со сцены женщин, как уже говорилось, ускорило эволюцию его театральности.
Так, в общих чертах, сложился современный кабуки, бережно сохраняющий свои традиции и прочно занимающий центральное место в театральной жизни Японии наших дней.
На протяжении всей своей истории кабуки был широко распространенным видом театрального искусства. Небольшие труппы в маленьких театрах устраивали представления кабуки по всей стране. После второй мировой войны наблюдается централизация этого жанра. Мелкие труппы, которые прежде несколько раз в год совершали гастрольные турне по Японии, перестали существовать. Теперь представления кабуки можно увидеть только в больших городах, в огромных театрах, специально построенных театральными компаниями. В Токио имеется три таких театра, в Осака - два, в Киото и Нагоя - по одному.
В настоящее время есть несколько крупных трупп кабуки. Каждая из них устраивает представления двадцать пять дней в месяц, два раза в день. Каждое представление собирает примерно две тысячи зрителей. И если учесть, что билеты в этот театр в пять-шесть раз дороже, чем на любой спектакль сингэки, ясно, что коммерческая сторона этого предприятия приобретает важное значение.
Все эти труппы кабуки находятся под контролем крупной театральной и кинокомпании «Сётику». Эта компания существует с 1902 года. Привлекая к руководству наиболее крупных актеров кабуки, она постепенно стала распоряжаться всеми театрами кабуки. С 1920 года она стала распространять сферу своей деятельности и на кино, выдвинувшись в число наиболее крупных кинокомпаний Японии. Сосредоточив в своих руках здания театров кабуки, большое число киностудий и кинотеатров, компания «Сётику» превратилась в крупнейший театральный трест, монопольно распоряжающийся актерским составом, репертуаром: и программой гастролей всех трупп кабуки. Особняком стоит только один театр кабуки - «Дзэнсиндза». Это во многих отношениях интересный коллектив, но о нем речь впереди.
Все актеры кабуки подчиняются президенту компании «Сётику». За свой труд они получают ежемесячно сумму, произвольно устанавливаемую компанией. Они принадлежат театру от одиннадцати утра и до десяти часов вечера, так как ежедневно дается два представления, в которых занят весь состав труппы,
С целью получения больших доходов новые театры строятся с расчетом на максимальное число зрителей. Сцены в этих театрах достигают тридцати метров в ширину, залы огромны. В результате актеры вынуждены перенапрягаться, а пьесы, которые должны были реалистически рисовать жизнь простых горожан, либо утратили свой первоначальный облик из-за подчеркнутости действия и слишком громкой декламации, к которым вынуждают размеры сцены и зала, либо совсем перестали ставиться.
Все это не вызывает открытых протестов со стороны актеров, так как актер, осмелившийся протестовать против злоупотреблений монополии «Сётику», практически лишается возможности выступать вообще.
Даже в настоящее время внутри трупп кабуки сохраняются феодальные отношения между актером-мастером и учеником. На получение хорошей роли могут рассчитывать только дети крупных артистов. Большинство актеров долгие годы остаются учениками-слугами ведущих артистов, но часто так и не получают важной роли. Никаких школ или институтов для подготовки актеров кабуки не существует.
В последние годы у подлинных ценителей кабуки вызывает опасения тенденция руководителей театра подчеркнуть внешнюю стилизованную красивость представлений в расчете на любовь к экзотике иностранных туристов, охотно посещающих театр.
Автор: Л.Д. Гришелева