Глубина текста в стихотворениях, реализующих антиномию МОЛОДОСТЬ - УВЯДАНИЕ, ниже, чем в рассмотренных ранее, что обусловлено общими закономерностями развития есенинского идиостиля, которые проявляются, в частности, в уменьшении глубины текста в последний период творчества. Большая часть произведений рассматриваемой группы была написана в 1923 - 1925 гг.
С точки зрения глубины текста рассматриваемые стихотворения подразделяются на три типа (первый, второй и шестой). Наименьшей глубиной текста характеризуются произведения «Ты прохладой меня не мучай» (1923), «Низкий дом с голубыми ставнями» (1924), «Синий май, заревая теплынь» (1925), «Ты меня не любишь, не жалеешь» (1925), «Эх вы, сани» (1925), «Снежная замять крутит бойко» (1925) и др. Все они относятся к проективно-концептуальному типу с преобладанием элементов концептуальности в части из них. Антиномия реализуется в этих стихотворениях чаще всего благодаря противоречивой оценочной парадигме, причем отмеченная противоречивость выражена эксплицитно, подтекст отсутствует.
Основные типы парадигм - ПРИРОДА и ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОИ. Последняя одновременно является оценочной и распадается на две подпарадигмы, относящиеся к различным временным планам — молодости и увяданию.
Третья парадигма, входящая в состав основных, может варьироваться в зависимости от темы - ВОЗЛЮБЛЕННАЯ («Ты прохладой меня не мучай», «Ты меня не любишь, не жалеешь»), БЫТ («Низкий дом с голубыми ставнями»), ДВИЖЕНИЕ («Эх вы, сани», «Снежная замять крутит бойко»). Третья парадигма (парадигма «повода»), как правило, подкрепляет одну из сторон противопоставления, соотносясь или с миром молодости, или с миром увядания, усиливая противоречие, сформированное оценочной парадигмой. Природная парадигма лишена проективных признаков, чаще всего ее состав выполняет символическую функцию, участвуя в формировании концептуального плана произведения. Так, в стихотворении «Эх вы, сани», несмотря на то, что парадигма ПРИРОДА содержит большое количество указаний на конкретные детали и, на первый взгляд, призвана выполнять проективную функцию, на самом деле сопряжена с парадигмой ДВИЖЕНИЕ на концептуальном уровне, актуализируя символическую ассоциацию с холодом. Следовательно, с точки зрения состава и типов парадигм рассматриваемые произведения однотипны. С точки зрения выполняемых функций здесь также наблюдается некоторая однородность: при всей неопределенности разрешения антиномии МОЛОДОСТЬ - УВЯДАНИЕ в целом в каждом отдельном произведении, благодаря парадигме «повода», оценочная характеристика достаточно однозначна. Например, в стихотворении «Ты меня не любишь, не жалеешь» ВОЗЛЮБЛЕННАЯ исключена из мира молодости лирического героя, в соответствующей парадигме подчеркивается отсутствие духовного начала в былой любви, ее чувственный характер. В пределах одного стихотворения относительно парадигмы «повода» антиномия получает однозначное разрешение. Такая же однозначная оценка мира молодости характерна и для стихотворения «Снежная замять крутит бойко», несмотря на мотив надрыва: молодость и увядание противопоставляются как свое и чужое. В некоторых случаях отношение лирического героя к молодости и увяданию носит противоречивый, т. е. более сложный характер, например, в стихотворении «Низкий дом с голубыми ставнями». Однако здесь, как и в других стихотворениях рассматриваемого типа, эта оценка представлена эксплицитно: ГРУСТНАЯ НЕЖНОСТЬ - словосочетание, в котором пересекаются соответствующие парадигмы, подкрепляющие каждую из сторон противопоставления, парадигмы, в которые включены лексемы с соответствующими коннотативными ассоциациями. В других стихотворениях сложное отношение лирического героя к противопоставляемым мирам однозначно эксплицируется при помощи противопоставленных парадигм ПРИРОДА и ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ («Синий май, заревая теплынь»). Таким образом, с точки зрения выполняемых функций гиперпарадигмы рассматриваемого типа однозначны, хотя оценочные характеристики, представленные ими, могут быть как одноплановыми, так и разноплановыми.
Средства пересечения парадигм в стихотворениях данной группы - неметафорические синтагмы, метафорические сочетания с малой глубиной, а также связь с третьей парадигмой, подкрепленная на языковом уровне соответствующими синтагмами. Рассмотренные признаки обусловливают невысокую глубину текста и относительную однозначность его восприятия как на образном, так и на понятийном уровне.
Автор: И.И. Степанченко