Ко II типу относятся 6 стихотворений: «Сукин сын» (1924), «Заря окликает другую» (1925), «Над окошком месяц, под окошком ветер» (1925), «Сыпь, тальянка, звонко» (1925), «Вечером синим, вечером лунным» (1925), «Я красивых таких не видел» (1925) Во всех этих произведениях есть вариативно воспринимаемые фрагменты. Так, в стихотворении «Сукин сын» вариативно воспринимаются строки ДА, МНЕ НРАВИЛАСЬ ДЕВУШКА В БЕЛОМ, А ТЕПЕРЬ Я ЛЮБЛЮ В ГОЛУБОМ. Вариативность связана с экспликацией подтекста на концептуальном уровне и определяется особенностями символики цвета в лирике С. Есенина (белый - символ чистоты, голубой - символ охлажденности, увядания), причем интерпретация символов также не является однозначной. В ряде случаев, как показали экспериментальные исследования, восприятие этого фрагмента осуществляется на проективном уровне, символическое употребление колоративов не учитывается испытуемыми. Для адекватной интерпретации символики необходимо осмысление текстовой антиномии, своеобразное «наложение» на проективную «рамку» концептуальных отношений, развиваемых в ряде есенинских стихотворений рассматриваемой группы.
В стихотворении «Заря окликает другую» вариативно воспринимаются строки ЧЕМ СГНИВАТЬ НА ВЕТКАХ, УЖ ЛУЧШЕ СГОРЕТЬ НА ВЕТРУ. В отличие от рассмотренных выше строк стихотворения «Сукин сын» в данном случае вариативность определяется особенностями концептуальной структуры: восприятие этого фрагмента на проективном уровне невозможно. Символика здесь является более однозначной, т. к. развивает мотивы предшествующей строфы: ЯБЛОНЕ ТОЖЕ БОЛЬНО ТЕРЯТЬ СВОИХ ЛИСТЬЕВ МЕДЬ.
Вариативность является следствием противоречивого развития оценочной парадигмы и в данном, и в других стихотворениях, разрабатывающих антиномию МОЛОДОСТЬ - УВЯДАНИЕ. В стихотворении «Заря окликает другую» в качестве доминантного может быть выделен мотив надрыва, и мотив закономерности перехода из одного состояния в другое, и мотив боли. В рассмотренных выше случаях вариативность восприятия фрагмента на концептуальном уровне определена особенностями построения текста и воспринимающие лишь «реализуют» ее.
В стихотворении «Над окошком месяц» вариативность восприятия строки ГДЕ ТЫ МОЯ ЛИПА? ЛИПА ВЕКОВАЯ? в большей мере определяется особенностями читателя, ибо символический смысл слова ЛИПА достаточно однозначно проявляется в ряде произведений С. Есенина, рассмотренных в разделе, посвященном символической функции лексем природной парадигмы.
В стихотворении «Сыпь, тальянка, звонко» неоднозначно воспринимаются строки II строфы: ПУСТЬ ОНА УСЛЫШИТ, ПУСТЬ ОНА ПОПЛАЧЕТ. Ей ЧУЖАЯ ЮНОСТЬ НИЧЕГО НЕ ЗНАЧИТ. НУ, а ЕСЛИ ЗНАЧИТ - ПРОЖИВЕТ НЕ МУЧАСЬ. Вариативность восприятия связана с двойной оппозицией: ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОИ - МИЛАЯ, МОЛОДОСТЬ - УВЯДАНИЕ. Оценка каждой из них в рамках рассматриваемой антиномии сложна и противоречива, соответственно сложными и неоднозначными оказываются концептуальные связи внутри вариативно воспринимаемых строк: с одной стороны, чужая юность, пришедшая на смену собственной, — утешение для лирического героя, но не для возлюбленной (своего рода упрек в эгоизме), этим определяется ее реакция на песню. С другой - «компенсация» увядания - ЧУЖАЯ ЮНОСТЬ, воспринятая милой, может избавить ее от мучений, поскольку УВЯДАНИЕ становится осмысленной неизбежностью. Однако самому лирическому герою такая осмысленность не приносит избавления от внутреннего разлада (соответствующие оценочные парадигмы рассмотрены выше). На этом основании ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ и МИЛАЯ воспринимаются как противопоставленные, а не сопоставленные образы, несмотря на то, что состояние увядания характеризует их обоих. Причиной вариативности здесь является противоречивость оценочных характеристик в тексте и сложность частных оппозиций в приведенных строках.
Автор: И.И. Степанченко