Ко II типу относятся 6 стихотворений: «Сукин сын» (1924), «Заря окликает другую» (1925), «Над окошком месяц, под окошком ветер» (1925), «Сыпь, тальянка, звонко» (1925), «Вечером синим, вечером лунным» (1925), «Я красивых таких не видел» (1925) Во всех этих произведениях есть вариативно воспринимаемые фрагмен­ты. Так, в стихотворении «Сукин сын» вариативно воспринимаются строки ДА, МНЕ НРАВИЛАСЬ ДЕВУШКА В БЕЛОМ, А ТЕПЕРЬ Я ЛЮБЛЮ В ГОЛУБОМ. Вариативность связана с экспликацией подтекста на концептуальном уровне и определяется особенностями символики цвета в лирике С. Есенина (белый - символ чистоты, голубой - символ охлажденности, увядания), причем интерпретация символов также не является однозначной. В ряде случаев, как по­казали экспериментальные исследования, восприятие этого фрагмен­та осуществляется на проективном уровне, символическое употреб­ление колоративов не учитывается испытуемыми. Для адекватной интерпретации символики необходимо осмысление текстовой антино­мии, своеобразное «наложение» на проективную «рамку» концептуа­льных отношений, развиваемых в ряде есенинских стихотворений рассматриваемой группы.

В стихотворении «Заря окликает другую» вариативно воспринима­ются строки ЧЕМ СГНИВАТЬ НА ВЕТКАХ, УЖ ЛУЧШЕ СГО­РЕТЬ НА ВЕТРУ. В отличие от рассмотренных выше строк стихот­ворения «Сукин сын» в данном случае вариативность определяется особенностями концептуальной структуры: восприятие этого фраг­мента на проективном уровне невозможно. Символика здесь является более однозначной, т. к. развивает мотивы предшествующей строфы: ЯБЛОНЕ ТОЖЕ БОЛЬНО ТЕРЯТЬ СВОИХ ЛИСТЬЕВ МЕДЬ.

Ва­риативность является следствием противоречивого развития оценоч­ной парадигмы и в данном, и в других стихотворениях, разрабаты­вающих антиномию МОЛОДОСТЬ - УВЯДАНИЕ. В стихотворении «Заря окликает другую» в качестве доминантного может быть выде­лен мотив надрыва, и мотив закономерности перехода из одного сос­тояния в другое, и мотив боли. В рассмотренных выше случаях вари­ативность восприятия фрагмента на концептуальном уровне определе­на особенностями построения текста и воспринимающие лишь «реа­лизуют» ее.

В стихотворении «Над окошком месяц» вариативность восприятия строки ГДЕ ТЫ МОЯ ЛИПА? ЛИПА ВЕКОВАЯ? в большей мере определяется особенностями читателя, ибо символический смысл сло­ва ЛИПА достаточно однозначно проявляется в ряде произведений С. Есенина, рассмотренных в разделе, посвященном символической функции лексем природной парадигмы.

В стихотворении «Сыпь, тальянка, звонко» неоднозначно воспри­нимаются строки II строфы: ПУСТЬ ОНА УСЛЫШИТ, ПУСТЬ ОНА ПОПЛАЧЕТ. Ей ЧУЖАЯ ЮНОСТЬ НИЧЕГО НЕ ЗНАЧИТ. НУ, а ЕСЛИ ЗНАЧИТ - ПРОЖИВЕТ НЕ МУЧАСЬ. Вариативность вос­приятия связана с двойной оппозицией: ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОИ - МИЛАЯ, МОЛОДОСТЬ - УВЯДАНИЕ. Оценка каждой из них в рамках рассматриваемой антиномии сложна и противоречива, соот­ветственно сложными и неоднозначными оказываются концептуаль­ные связи внутри вариативно воспринимаемых строк: с одной сторо­ны, чужая юность, пришедшая на смену собственной, — утешение для лирического героя, но не для возлюбленной (своего рода упрек в эгоизме), этим определяется ее реакция на песню. С другой - «компенсация» увядания - ЧУЖАЯ ЮНОСТЬ, воспринятая милой, может избавить ее от мучений, поскольку УВЯДАНИЕ становится осмысленной неизбежностью. Однако самому лирическому герою та­кая осмысленность не приносит избавления от внутреннего разлада (соответствующие оценочные парадигмы рассмотрены выше). На этом основании ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ и МИЛАЯ воспринимаются как противопоставленные, а не сопоставленные образы, несмотря на то, что состояние увядания характеризует их обоих. Причиной вариа­тивности здесь является противоречивость оценочных характеристик в тексте и сложность частных оппозиций в приведенных строках.

 

Автор: И.И. Степанченко

 

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

***

*****