Постепенно в творчестве С. Есенина парадигма РЕЛИГИЯ теряет свою самостоятельность превращаясь в средство анализа различных аспектов земного бытия, объем ее значительно уменьшается. Например, в стихотворении «Разбуди меня завтра рано» (1917) парадигма РЕЛИГИЯ представлена лишь лексемами ГОСТЬ, ОБЛАЧНЫЕ КУЩИ, ЗОЛОТАЯ ДУГА, МОЛОКО. Приход ГОСТЯ связывается лирическим героем с обновлением всех сторон его жизни и прежде всего - творческой. Песни поэта - лирического героя, будут воспевать ГОСТЯ и ЗЕМНОЕ, его поэзия будет освящена не молоком, которое прольет КТО-ТО (ср. стихотворение «Гляну в поле, гляну в небо»), а МОЛОКОМ РЫЖИХ КОРОВ. В этом еще одна ступень перехода от потусторонней символики к земной. Интересно, что начальная строка, которая перекликается со строкой более позднего стихотворения «Письмо матери», послужит той «точкой отсчета», от которой будет отталкиваться лирический герой, сопоставляя различные временные пласты - прошлое и настоящее (ТОЛЬКО ТЫ МЕНЯ УЖ НА РАССВЕТЕ НЕ БУДИ, КАК ВОСЕМЬ ЛЁТ НАЗАД): прошлое будет связано для лирического героя «с мечтаниями», в частности - с ожиданием ДОРОГОГО ГОСТЯ. Природная парадигма, пересекающаяся в этом стихотворении с парадигмой РЕЛИГИЯ, представлена значительным количеством лексем и направлена на возбуждение в сознании читателя «предметных» образов, т. е. носит проективный характер. Вместе с парадигмами БЫТ и ЧЕЛОВЕК она представляет здесь земное начало, которое играет в стихотворении основную роль.

Для произведений рассматриваемого периода характерно сочетание проективного ц концептуального начал, однако соотношение их различно. Например, в стихотворении «Отвори мне, страж заоблачный» (1918), на первый взгляд, присутствует в основном проективное начало. Здесь три парадигмы: ПРИРОДА (КОНЬ, РЖЕТ, ЗАКУСИВ ЦЕПЬ, БЬЕТСЯ, МЕЧЕТСЯ, ШЕРСТЬ, БУЛАНАЯ, МЕСЯЦ, ТУМАН); РЕЛИГИЯ (СТРАЖ ЗАОБЛАЧНЫЙ, БЕЛЫЙ АНГЕЛ, БОГ, ГОЛУБЫЕ ДВЕРИ); ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОИ (МНЕ, МОЕЙ, МОЯ. СЛЫШУ, ВИЖУ). Парадигмы ПРИРОДА и ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОИ связаны неметафорическими синтагмами, в этой связи присутствует элемент оценки (КОНЬ МОИ - МОЩЬ МОЯ И КРЕПЬ). В целом же оценочная парадигма отсутствует. Все это характеризует стихотворение как произведение проективного типа. В то же время концептуальный аспект, безусловно, присутствует здесь, поскольку текст не воспринимается как проективная зарисовка. Концептуальный аспект переведен в сферу подтекста, «ключ» к которому в явном виде не представлен. Это касается и интерпретации текста в целом, и интерпретации отдельных его фрагментов. Например, строка БЕЛЫЙ АНГЕЛ УВЕЛ КОНЯ может ассоциироваться со смертью. 

В других стихотворениях рассматриваемого периода концептуальный план представлен более однозначно. Например, в стихотворении «Хорошо под осеннюю свежесть» (1918), которое продолжает тему стихотворения «Разбуди меня завтра рано», религиозный мотив связан с темой ГОСТЯ. Отношение к нему лирического героя пересмотрено. Четкая парадигма оценочных характеристик относит его к произведениям, относительно однозначно интерпретируемым на концептуальном уровне: ХОРОШО душу-яблоню ветром стряхать; ХОРОШО выбивать из тела накаляющий песни гвоздь; В СКУПОСТИ ЧУВСТВА ГРЕЮТСЯ; НЕ ВПУЩУ гостя; НЕ ОТКРОЮ дверь.

 

Автор: И.И. Степанченко

 

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

***

*****