Облик и характер Агафьи Матвеевны Пшеницыной во многом контрастны образу Ильинской. «Подчеркнуто духовному облику Ильинской, в чертах которой отражалось "присутствие говорящей мысли", богатство внутренней жизни, контрастен внешний портрет Пшеницыной» (Недзвецкий В.А.  Романы И.А. Гончарова: пособие для преподавателей, старшеклассников и абитуриентов / В. А. Недзвецкий. — М.: Изд-во МГУ, Изд-во «Просвещение», 1996, с. 36).

Гончаров «с величайшим вниманием присматривается к "низкой" натуре, не терпит "героев" и не наделяет их романтическими чертами» (Цейтлин, А.  Г.  И. А.  Гончаров / А.Г.  Цейтлин. — М.: Изд-во АНСССР, 1950, с. 355). Портрет Пшеницыной поражает своей предельной прозаичностью: «Ей было лет тридцать, она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у нее почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Глаза серовато-простодушные, как и все выражение лица; руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил. Платье сидело на ней в обтяжку.... От этого даже и закрытый бюст ее, когда она была без платка, мог бы послужить живописцу или скульптору моделью крепкой, здоровой груди, не нарушая ее скромности. Платье ее, в отношении к нарядной шали и парадному чепцу, казалось старо и поношено» (Гончаров, И. А. Собрание сочинений: в 8 т. / И. А. Гончаров; Под общ. ред. С. И. Машинского, В. А. Недзвецкого, К. И. Тюнькина; Вступ. ст. К. И. Тюнькина. — М.: Художественная литература, 1977 — 1980, Т. IV, с. 301).

Далее романист не скупится в обогащении портрета Пшеницыной еще более «низкими» и «обыденными» деталями. Шаль покрывала Пшеницыну «до полу, как попона», грудь ее высокая и крепкая, «как подушка дивана, никогда не волнующаяся» (Там же, с. 302), локти «полные, округлые» (Там же, с. 320). Когда Агафья Матвеевна толчет корицу, она глядит «в ступку, как в пропасть» (Там же, с. 390), а когда Обломов хочет ее поцеловать, она стоит «прямо и неподвижно, как лошадь, на которую надевают хомут» (Там же, с. 390).

В «Обрыве» Гончаров развивает тот же принцип описания, который он ис- пользовал в «Обломове» — психологические противопоставления в обрисовке героинь. По этому принципу создан парный портрет Верочки и Марфеньки в детстве.

«Верочка была с черными, вострыми глазами, смугленькая девочка, и уже стала немного важничать, стыдиться шалостей... Ей было лет шесть с небольшим»; «Марфенька, напротив, беленькая, красненькая и пухленькая девочка по пятому году» (Гончаров, И. А. Собрание сочинений: в 8 т. / И. А. Гончаров; Под общ. ред. С. И. Машинского, В. А. Недзвецкого, К. И. Тюнькина; Вступ. ст. К. И. Тюнькина. — М.: Художественная литература, 1977 — 1980, Т. V, с. 75).

Здесь, как и в других видах портретирования писателя, описание идет от внешнего портрета к выявлению характеров персонажей. От столь различных характеристик физического облика девочек осуществляется быстрый переход к обрисовке индивидуального психологического своеобразия каждой из них:

«Она (Верочка) упряма: если скажут, пойдем туда, она не пойдет, или пойдет не сразу, а прежде покачает отрицательно головой, потом не пойдет, а побежит, и все вприпрыжку».

«Она (Марфенька) часто капризничает и плачет, но не долго: сейчас же, с невысохшими глазами, уже визжит и смеется»; «Верочка плачет редко и потихоньку, и если огорчат ее чем-нибудь, она делается молчалива и не скоро при- ходит в себя, не любит, чтоб ее заставляли просить прощенья» (Гончаров, И. А. Собрание сочинений: в 8 т. / И. А. Гончаров; Под общ. ред. С. И. Машинского, В. А. Недзвецкого, К. И. Тюнькина; Вступ. ст. К. И. Тюнькина. — М.: Художественная литература, 1977 — 1980, Т. V, с. 75-76).

В этом описании мы видим, что все психологические черты Верочки сгруппированы таким образом, что они оттеняют растушую ее самостоятельность, в то время как у Марфеньки более выражена детская непосредственность в ее образе действий, переменчивость и неустойчивость психологических состояний. Верочка более молчалива и сдержанна, в то время как Марфенька характеризуется сангвинической открытостью чувств. По сравнению с Марфенькой у Верочки более выражен внутренний мир чувств, Верочка характеризуется длительной психической реакцией на внешние воздействия. Кроме того, сосредоточенность Верочки отличается большей познавательной углубленностью в восприятии: «Она не просит рисовать, а если Марфенька попросит, она пристальнее Марфеньки смотрит...» (Гончаров, И. А. Собрание сочинений: в 8 т. / И. А. Гончаров; Под общ. ред. С. И. Машинского, В. А. Недзвецкого, К. И. Тюнькина; Вступ. ст. К. И. Тюнькина. — М.: Художественная литература, 1977 — 1980, Т. V, с. 76),

Все это указывает на проницательность писателя в раскрытии психологии детей, в распознании их индивидуальных различий, а также на его искусство портретирования в этом аспекте.

Автор: Сунь Личжэнь

Предыдущая статья здесь, продолжение следует.

***

*****