Обобщенное психологическое описание и статическое изображение внешности не были единственными средствами создания образа.

«За пластической характеристикой разворачивается многосложный словесный образ, глубины которого иногда непроглядны, неисчерпаемы. Это уже внутренне-существенный портрет, попытка заглянуть в душу человека. Душа принципиально глубже темперамента, психологических появлений человека... Она по преимуществу безмолвна, неуловима в очертаниях» (Лощиц, Ю. М. Гончаров / Юрий Лощиц // Жизнь замечат. людей: сер. биогр. —  Вып. 826. — М.: Мол. гвардия, 2004, с. 284). Она музыкальна. И вот эту музыку умел различать и внятно выражать в словах создатель образов Ольги и Веры, Пшеницыной и Бережковой.

Гончаров следит, как душевное состояние персонажей в данной ситуации выражается в их поступках, жестах, реакциях на окружающее. Чаще всего динамические портретные изображения связаны с вершинными моментами духовной истории героев. Считая, как подлинный реалист, что портрет человека обладает физической экспрессивностью, Гончаров особенно внимателен к глазам человека и к его взгляду. Когда Ольга полюбила Обломова, это, прежде все- то, нашло отражение в ее глазах: «облако непроницаемости слетело с нее. Взгляд ее был говорящ и понятен...» (Гончаров, И. А. Собрание сочинений: в 8 т. / И. А. Гончаров; Под общ. ред. С. И. Машинского, В. А. Недзвецкого, К. И. Тюнькина; Вступ. ст. К. И. Тюнькина. — М.: Художественная литература, 1977 — 1980, Т. IV, с. 221). У влюбленной Ольги взгляд то становится «теплее, глубже, сердечнее», то приобретает вопросительный характер, то наполняется «нежной дружбой». Гончаров отмечает, что после замужества этот взгляд приобретает новый оттенок: глаза ее «против воли теряли бархатную мягкость, глядели как-то сухо и горячо» (Там же, с. 462). Характеризуя Ольгу в разных сюжетно-психологических ситуациях, писатель выделяет соответствующие перемены в ее облике. Когда она осознала свое чувство к Обломову, последний заметил: «У нее другое лицо, даже другой голос» (Там же, с. 228).

Обычно речь Ольги проста и естественна: с языка ее «не сыпались ...ни мудрые сентенции о жизни, о любви, ни быстрые, неожиданные и смелые реплики, ни вычитанные или подслушанные суждения о музыке и литературе» (Там же, с. 193). Но в напряженные минуты речь Ольги звучит взволнованно. В разговоре, происходящем после объяснения в любви, Ольга обращается к Обломову с риторическими вопросами: «Разве это не счастье, разве я жила когда-нибудь так? ...разве ... разве...» (Там же, с. 248).

Эмоциональна, порывиста речь Ольги в сцене объяснения с Обломовым в парке после получения от него письма с отказом от любви. «Оставьте меня! — проговорила она. — Уйдите! Зачем вы здесь? Я знаю, что я не должна плакать: о чем?». И далее «...Вы не так сильны! Пустите!» (Там же, с. 259). Именно в этих кратких, энергичных, восклицательных предложениях раскрывается порывистая, страстная натура Ольги.

В целом духовному облику Ольги свойственны высокие эстетические, интеллектуальные и нравственные черты, ее отличает непосредственность чувства. связь ее воли и чувств, настойчивое стремление повлиять на Обломова, вывести его из состояния апатии и сделать более деятельным человеком.

Автор: Сунь Личжэнь

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

***

*****