Еще одним божеством, связанным с рождающей силой Земли, являлась Мокошь (Макошь, Макешь, Мокоша, Мокуша, Макуша), имя которой упоминалось во многих древнерусских источниках. Так, в «Слове некоего Христолюбца» говорится, что язычники «веруют в Перуна, и в Хорса, и в Сима, и в Ригла, и в Макошь, и в вилы». А в «Слове святого Григория» читаем: «Тем же богам требу кладут и творят и словенский язык: вилам и Макоши, Диве». О ней упоминает летописец в «Повести временных лет», в «Житии блаженного Володимира», в «Слове о том, како первое погани суще языци кланялися идолом». Она единственное женское божество, входившее в пантеон князя Владимира и имевшая своего идола. Характерно, что ареал распространения этой богини широк, ее почитали едва ли не все славянские племена, о чем свидетельствуют фольклорные и письменные источники, а также данные топонимии.
Существуют разные варианты происхождения имени Мокошь и ее функциональных характеристик. По одной версии, его связывают со словом «мокнуть», «мокрый», что соотносит Мокошь с низшим, инфернальным горизонтом мироздания. На этом основании она представлялась олицетворением всего «темного» и телесно-низменного. А ее почитание приравнивалось к «блудодейству». Так, еще в XVI в. священник на исповеди задавал женщине вопрос: не совершала ли она «с бабами богомерзкие блуды… не молилась ли вилам и Макоши». Безусловно, в такой демонизации Мокоши решающую роль сыграли христианские ортодоксы. Другая версия сближает имя богини с корнем mokos – прядение, и тогда Мокошь напрямую связывается с прядением, ткачеством и рукоделием. Она ревностно наблюдает за работающими женщинами и даже помогает. Если пряха дремлет, а веретено вертится, считается, что за нее «Мокоша прядет». Обычно ее представляли «в виде женщины с большой головой и длинными руками».
Выдвигаются различные гипотезы гносеологических истоков Мокоши. Одни сближают ее с восточной богиней Астартой, другие приравнивают к русалке. В качестве возможного варианта можно предположить, что Мокошь продолжила функции рожаниц, уточнив, ограничив и конкретизировав их. Так, по мнению Б.А. Рыбакова, имя Мокошь означает «мать счастливого жребия», удачи, судьбы. В таком контексте она почиталась как аграрно - магическая богиня. Это Матерь хорошего урожая, посылающая дождь и тепло, Матерь счастья, покровительствующая всякому полезному труду. Мокошь следит за соблюдением обычаев, она знает тайну судеб, прежних жизней и новых воплощений.
Христианским инвариантом Мокоши становится Параскева Пятница – подвижница, причисленная церковью к лику святых. Она является покровительницей полей, стражем семейного благополучия. Одновременно к ней перешли функции, характерные для языческой Мокоши: Параскева покровительствовала ткачеству и рукоделию и даже содействовала торговле. Вот почему основным базарным днем на Руси являлась пятница.
Автор: П.Ф. Маркин