Еще одной угрозой кабуки являются эксперименты другой крупной японской кинокомпании - «Тохо». С целью поразить зрителей и привлечь к себе внимание там заменили японские национальные музыкальные инструменты в представлениях кабуки западными и использовали в спектаклях силы кинозвезд. Однако в результате получилось зрелище, существенно отли­чающееся от традиционного кабуки и пока эти попытки успе­ха не имеют.

Совсем недавно еще одна крупная кинокомпания Японии протянула руку к кабуки. В середине Л963 года в газетах появи­лись сообщения о первых представлениях кабуки, устраиваемых компанией «Тоэй». По какому пути пойдет этот новый конку­рент и как скажется на развитии кабуки нарушение незыблемой прежде монополии «Сётику» - еще неясно.

Следует сказать несколько слов и о другом отклонении от ортодоксального направления в кабуки - о прогрессивной ветви этого жанра, представленной театром «Дзэнсиндза», который был создан в 1931 году. Он занимает особое место в театральном мире Японии.

В конце 1920-х годов группа актеров кабуки, возглавляемая Каварадзаки Тёдзюро, покинула «Сётику», чтобы создать но­вый, более демократический театр кабуки. После годов тяже­лой борьбы им удалось создать кабуки, близкий широкому кругу трудящихся масс. Чтобы сделать пьесы более понятными, в этом театре адаптировали трудные классические драмы кабуки. Чтобы приблизить спектакли к народу, к современности, постановщики по-новому осмысливают историческую тематику пьес, придают им новое социальное звучание. Кроме того, в этом театре стре­мятся углубить реалистические элементы в исполнительской манере кабуки, творчески используя систему Станиславского.

Этот коллектив старается обогатить сценическое искусство своей страны, органически соединяя традиционные приемы на­ционального театра с новым содержанием, близким и понятным народу. В их репертуаре имеются и пьесы западных драматургов, исполняемые в манере сингэки. В труппе «Дзэнсиндза» около ста человек, большинство из них коммунисты. Живут они все вместе, образуя своеобразную театральную республику. Попол­няется труппа в основном за счет детей актеров, которых обу­чают с детства японскому национальному танцу, пению, игре на музыкальных инструментах. Примерно с шести лет они уже выступают на сцене, исполняя роли детей. Часто коллектив этого театра принимает участие в создании прогрессивных филь­мов. Известен он и своей общественной деятельностью.

В отличие от обычных трупп кабуки на сцену театра «Дзэн­синдза» допущены женщины, но их немного, и играют они либо в западных, либо в современных пьесах. В традиционных же классических пьесах и в этом театре женские роли исполняются мужчинами.

Неувядающая слава и неизменная популярность кабуки за­ставляют театроведов многих стран и японских специалистов искать, в чем же секрет этого успеха.

Автор: Л.Д. Гришелева

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

***

*****