Еще одной угрозой кабуки являются эксперименты другой крупной японской кинокомпании - «Тохо». С целью поразить зрителей и привлечь к себе внимание там заменили японские национальные музыкальные инструменты в представлениях кабуки западными и использовали в спектаклях силы кинозвезд. Однако в результате получилось зрелище, существенно отличающееся от традиционного кабуки и пока эти попытки успеха не имеют.
Совсем недавно еще одна крупная кинокомпания Японии протянула руку к кабуки. В середине Л963 года в газетах появились сообщения о первых представлениях кабуки, устраиваемых компанией «Тоэй». По какому пути пойдет этот новый конкурент и как скажется на развитии кабуки нарушение незыблемой прежде монополии «Сётику» - еще неясно.
Следует сказать несколько слов и о другом отклонении от ортодоксального направления в кабуки - о прогрессивной ветви этого жанра, представленной театром «Дзэнсиндза», который был создан в 1931 году. Он занимает особое место в театральном мире Японии.
В конце 1920-х годов группа актеров кабуки, возглавляемая Каварадзаки Тёдзюро, покинула «Сётику», чтобы создать новый, более демократический театр кабуки. После годов тяжелой борьбы им удалось создать кабуки, близкий широкому кругу трудящихся масс. Чтобы сделать пьесы более понятными, в этом театре адаптировали трудные классические драмы кабуки. Чтобы приблизить спектакли к народу, к современности, постановщики по-новому осмысливают историческую тематику пьес, придают им новое социальное звучание. Кроме того, в этом театре стремятся углубить реалистические элементы в исполнительской манере кабуки, творчески используя систему Станиславского.
Этот коллектив старается обогатить сценическое искусство своей страны, органически соединяя традиционные приемы национального театра с новым содержанием, близким и понятным народу. В их репертуаре имеются и пьесы западных драматургов, исполняемые в манере сингэки. В труппе «Дзэнсиндза» около ста человек, большинство из них коммунисты. Живут они все вместе, образуя своеобразную театральную республику. Пополняется труппа в основном за счет детей актеров, которых обучают с детства японскому национальному танцу, пению, игре на музыкальных инструментах. Примерно с шести лет они уже выступают на сцене, исполняя роли детей. Часто коллектив этого театра принимает участие в создании прогрессивных фильмов. Известен он и своей общественной деятельностью.
В отличие от обычных трупп кабуки на сцену театра «Дзэнсиндза» допущены женщины, но их немного, и играют они либо в западных, либо в современных пьесах. В традиционных же классических пьесах и в этом театре женские роли исполняются мужчинами.
Неувядающая слава и неизменная популярность кабуки заставляют театроведов многих стран и японских специалистов искать, в чем же секрет этого успеха.
Автор: Л.Д. Гришелева