Антиномия ПРОШЛОЕ - НАСТОЯЩЕЕ разрабатывается поэтом как относящаяся к жизни его родного края, начиная с 20-х гг. Так, в стихотворении 1920 г. «Хулиган» - 4 основные парадигмы: ПРИРОДА (ДОЖДИК, МОКРАЯ МЕТЛА, ИВНЯКОВЫЙ ПОМЕТ, ЛУГА, ВЕТЕР, ОХАПКИ ЛИСТЬЕВ, СИНИЕ ЧАЩИ, ВОЛЫ, ЖИВОТЫ, ЛИСТВОЙ ХРИПЯЩИЕ, СТВОЛЫ, СТАДО РЫЖЕЕ, ЗВЕРИНОЕ, РЕЗЕДА, МЯТЫ, ЛУНА, БЕРЕЗЫ, МОЛОКО. ХОЛМЫ, ЧЕРЕМУХИ, САД, НОЧЬ, ГОЛУБАЯ СТЕПЬ, КУСТЫ); тесно связанная с природной парадигмой парадигма РУСЬ (РУСЬ МОЯ, ДЕРЕВЯННАЯ РУСЬ, РУКИ КРЕСТОВ, ПОГОСТ); ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ (Я, ХУЛИГАН, ПЕВЕЦ, ВОСПЕТЬ, ГЛАШАТАЙ, СТИХИ, РАЗБОЙНИК, ХАМ, СТЕПНОЙ КОНОКРАД, С КИСТЕНЕМ, ПЕСЕННЫЙ, ГОЛОВА. ПОЭТ, ХУЛИГАН, ЧУВСТВА); ОЦЕНКА (ЛЮБЛЮ, СУМЕРКИ ЛИЖУТ, ГРУСТЬ, ЧЕРНАЯ ЖУТЬ, ЗЛОБА ВОРА, УВЯЛ, КАТОРГА ЧУВСТВ, ЖЕРНОВА ПОЭМ).

Оценочная парадигма объединяет первые две парадигмы, является средством их пересечения наряду с метафорическими синтагмами ЗВЕРИНЫХ СТИХОВ МОИХ ГРУСТЬ Я КОРМИЛ РЕЗЕДОЙ И МЯТОЙ, КАТОРГА ЧУВСТВ, ЖЕРНОВА ПОЭМ, КУСТ ГОЛОВЫ и сравнениями Я ТАКОЙ ЖЕ, КАК ТЫ (ВЕТЕР), ХУЛИГАН; Я И В ПЕСНЯХ, КАК ТЫ (ВЕТЕР), ХУЛИГАН.

Большое количество слов с предельными оценочными характеристиками создает ощущение надрыва. Указания на конкретный источник надрыва в стихотворении нет. Он может быть определен только в контексте всего творчества поэта данного периода. Мир прошлого представлен ДЕРЕВЯННОЙ РУСЬЮ, мир настоящего контурно намечен: СУМЕРКИ ЛИЖУТ СЛЕДЫ ЧЕЛОВЕЧЬИХ НОГ, СЛОВНО ХОЧЕТ КОГО ПРИДУШИТЬ РУКАМИ КРЕСТОВ ПОГОСТ; БРОДИТ ЧЕРПАЯ ЖУТЬ ПО ХОЛМАМ, ЗЛОБУ ВОРА СТРУИТ В НАШ САД. 

Оценочные акценты расставлены достаточно четко: симпатии лирического героя на стороне прошлого, мир настоящего это боль и надрыв.  Метафорические сочетания, объединяющие мир лирического героя и мир природы (родины, деревянной Руси) имеют здесь глубинную, внутреннюю концептуальную основу, не являясь лишь орнаментальным фоном. Мир прошлого, мир родного села - истоки лирического героя, его ПРИЮТ. Мир настоящего создает угрозу ПРИЮТУ и одновременно угрозу творчеству поэта. Настоящее - это железный век, представленный в стихотворении в форме оценочных характеристик. Мир прошлого и настоящего (а вместе с ним и неясного будущего) четко противопоставлены в этом стихотворении благодаря противопоставлению соответствующих оценочных характеристик.

 

Автор: И.И. Степанченко

 

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

***

*****