Хорошо известно, что обе системы письменности, создание которых традиция связывает с именами святых Кирилла и Мефодия, включали буквы, которые помимо обозначения звуков, как собственно славянских, так и греческих, в том числе отсутствовавших в славянских языках, имели также осмысленные названия для букв, означающие славянские звуки и числовые значения для букв преимущественно греческого происхождения. Это позволяет целому ряду авторов развивать идею о некой «сокровенной символике» кириллицы, в древнерусской  культуре — в частности. Для этого есть вполне определенные основания.

Подробнее...

Многочисленные примеры свидетельствуют о том, что изначально многие системы письменности рассматривались в  качестве систем сакральных, которым приписывались священные значения и смыслы. Это достаточно хорошо видно на примере «глаголицы», символическое значение букв которой исследовалось. Собственно на этом строятся такие учения как нумерология, или скажем каббалистика. Поэтому не исключено, что кириллическая азбука действительно могла рассматриваться как некая система сакральных символов. Вопрос лишь в том, есть ли у нас реальные основания, которые могли бы ввести современного исследователя в круг этих скрытых смыслов?

Подробнее...

Действительно, возникают проблемы с выяснением того, что именно изображено. В качестве примеров я беру классический комментарий И. В.  Левочкина к прекрасному миниатюрному изданию «Инициалы XI–XVI веков». Вот его описание буквицы «Буки»: условный контур инициала заполнен изображением бегущего человека.

Подробнее...

***

*****