Водяной (Водяник, Водовик, Водяной дедушка), являясь владыкой местных водоемов, олицетворял стихию воды как отрицательного, опасного человеку начала. Несмотря на то, что Водяной рангом ниже Царя Морского, какой-либо иерархической зависимости между ними нет. Это два хозяина одной стихии: морской (обширной) и речной, озерной (локальной). Э.В. Померанцева вообще считает их различными интерпретациями одного и того же водного божества. Типологические приметы Водяного весьма противоречивы. Неясным представляется уже его происхождение: по одним источникам, Водяные – дети черта; по другим – заложные покойники или проклятые родителями дети.
1. «Портретные» характеристики Водяного. Представления о Водяном складываются из различных фольклорных жанров: быличек (бывальщин), пословиц, заговоров и заклинаний. Несмотря на стертость и неопределенность, облик Водяного преимущественно антропоморфный. В классическом варианте он изображался голым стариком с большим животом, опутанным тиной, с длинной бородой и зелеными усами. Нагота водяного символична, являясь «знаком субстанциональной сущности, отсутствия «видимого» статуса, пребывания в пограничной ситуации между «тем» и «этим» мирами». Волосы водного духа черные, распущенные, длинные, такого же цвета борода и усы. Другие источники говорят о волосах белого цвета, покрывающих тело Водяного, и зеленых усах. Глаза Водяного горящие, большие, красные, подобно раскаленным углям – возможная парадигма огня как одной из субстанциональных стихий мироздания.
Антропоморфный облик Водяного проявляется и в его одежде, характерной для простонародной (крестьянской) среды. В цветописи одежды водного духа доминируют черный либо синие цвета, реже – болотистый (зеленоватый) либо серый. «Хозяин» может быть одет в армяк, зипун, на его голове шапка болотистого цвета, порой в буквальном смысле состоящая из водорослей и болотистых растений. Водяной не ограничивается родной стихией. Антропоморфность водного духа позволяет ему появляться среди людей, чаще всего в питейном заведении. А.Н. Афанасьев приводит фольклорные свидетельства о пристрастии Водяного к вину и хмельному меду, связывая это со стихийным (облачным) его генезисом: «вино и мед были самыми употребительными метафорами дождя». Среди людей Водяного узнают по характерному признаку: с левой полы его одежды всегда капает вода. Меморатные свидетельства отмечают и зооморфные признаки «водяного дедушки», который может явиться «с коровьими ногами и хвостом» и «с рогами на голове», «величиной с добрую лошадь». Рога и хвост – типологические «знаки», свидетельствующие о принадлежности к «нечистому» миру, что связывает Водяного с древнейшими архаичными истоками – миром упырей. Одновременно это и знаковые признаки христианского черта – результат демонизации Водяного после крещения Руси.
В облике Водяного актуализированы и орнитологические приметы: гусиные лапы вместо ног, перепонки вместо пальцев. Как и другие духи «хозяин» обладает даром реинкарнации, являясь в облике лебедя, коровы, собаки, свиньи и т.д. Однако чаще всего он реинкарнирован в огромного сома, либо в необычных размеров щуку. Правда, сом порой используется в качестве транспортного средства, отсюда его вербальное значение – «чертов конь», возникшее уже во времена христианства. В «рыбьем» качестве тело «хозяина» водной стихии переливается как чешуя; в редких случаях вместо ног у него рыбий хвост – очевидный аналог с мифологемой русалки.
2. Локус Водяного, его жилище. Среда обитания водного духа локализована внутренними водными водоемами – озерами и реками. Согласно фольклорным источникам (быличкам прежде всего) водяные живут в самых глубоких местах: омутах, водоворотах рек и озер. Но особенно охотно Водяные селятся в омуте, под мельничными колесами (мельничное колесо – олицетворение громоносной тучи). Там у них выстроены каменные палаты либо обширная деревянная изба. У Водяного имеется свое хозяйство, состоящее из стада коров, овец и даже лошадей, которых он выводит ночью на пастбище. Подобно людям, водяные имеют семьи, женясь на водяных девах (водяницах – архаичных предтечах водяного, русалках, дунавках), либо утопленицах. В некоторых меморатах представляют сниженный облик жены Водяного как женщины с гипертрофированно большими грудями и длинными волосами. Зимой Водяной погружается в спячку, с летом же связан наивысший пик его деятельности – символ апогея жизненных сил природы, где воде принадлежит важная роль в качестве жизнетворного начала.
3. Функции, предикаты Водяного. Вода – родная стихия Водяного, и все, что связано с ней, подчиняется его воле. В ведении «дедушки» находятся рыбы и другие водные существа. По некоторым фольклорным версиям, Водяной являлся покровителем мельников и пчеловодов. Вообще, диапазон его функциональных проявлений амбивалентен: он весьма привередливый и противоречивый дух. Так, «хозяин» водной стихии может покровительствовать человеку, оберегая его сети и давая большой улов. Но он же заманивает купающихся в опасные места, переворачивает лодки, прорывает плотины, ломает мельничные колеса. В христианскую эпоху в связи с демонизацией «низших» персонажей Водяному приписывается и функция «ловца человеческих душ», когда тело утопленника возвращается в «этот» мир, а душа остается в «том» мире, пополняя «число духов воды». При этом «статус таких духов в потустороннем мире, по мысли Н.А. Криничной, – зависит от пола и возраста… Мужчина становится водяным, либо слугой, работником «хозяина», женщина – русалкой или водяницей, мальчик или девочка – детьми духа реки (озера).
Как и другие духи «низшей» мифологии Водяной может выступать и в роли духа-визионария, предсказывая погоду, виды на улов и т.п., а порой и программируя судьбу самого человека. Правда, прорицания Водяного чаще всего прогнозируют несчастья и беды, но он же может предсказать и удачный улов, и хорошую погоду. Амбивалентность Водяного проявляется и в такой неспецифичной для духов функции, как целительство. Вода изначально воспринималась человеком как квинтэссенция живительных, исцеляющих сил природы. Вот почему водяной – хозяин водной стихии – может выступать в роли целителя либо навлечь на человека болезнь. Это функция, имеющая глубинные архетипические истоки, маркированные символами «живой» и «мертвой» воды.
4. Взаимоотношения человека и Водяного. Отношения человека с водным духом строятся по принципу оппозиции: «свое» – «чужое». Водяной – существо «чужого», а потому враждебного мира, но с ним, в отличие от русалки, можно было вступить в договорные отношения. Ритуал договора человека с Водяным был строго регламентирован, включая определенное время и место встречи с «хозяином», условия договора, основанного на принципе «я – тебе, ты – мне», и, наконец, акт жертвоприношения. Встречи человека с Водяным маркированы определенными периодами, связанными с языческими природными циклами, позже – с христианскими датами (Петров день, Ильин день и т.п.), а также с хронотопными локусами – полднем и полночью, символизирующими переходные рубежи суточного цикла. Местом встречи, как правило, являлся берег реки или озера как символический рубеж «этого» и «того» миров. Условия договора предполагали сотрудничество, основанное на согласии и взаимной выгоде. Как существо «иного» мира, обладающее магическими способностями, водяной брал на себя обязательства помогать человеку, быть своеобразным медиатором между двумя мирами. Ответной платой хозяину являлись жертвоприношение и всевозможные дары.
Мифосимволический дискурс жертвоприношения – это своеобразная эманация «хозяина» водной стихии, «восполнение его жизненной энергии». Поэтому жертвоприношения сопровождались магическими действиями, обрядами и заклинаниями: троекратное обращение, поклоны и т.д. (в мифопоэтической символике нечетные числа отмечены положительным смыслом, в то время как четные маркированы инфернальной семантикой). Время жертвоприношения датировалось либо весеннее-осенним циклом, либо связывалось со строительством плотины или водяной мельницы. Вот почему мельник, желая благополучия своему делу, должен был обязательно вступать с водяным в договорные отношения.
В качестве жертвы обычно выступали домашние животные. Учитывая цветовую «эмблематику» Водяного (преимущественно черный цвет), ему приносили в жертву животных такой масти: черного петуха, козла и даже лошадь. А у мельников даже существовал обычай держать в хозяйстве животных подобного окраса. Однако Водяной принимает и вполне бескровные жертвоприношения, атрибутикой которых может быть хлеб, табак и даже водка (реминисценция «хмельного синдрома» водного духа). Так сохранилась ритуальная формула рыбаков: «На тебе, водяной, табаку, давай мне рыбку», как способ контакта с «хозяином» и стремление вызвать его благосклонность. Пчеловоды же, заботясь о покровительстве водяного, в качестве жертвы приносили ему первые соты меда и даже рой пчел.
При нежелании Водяного вступать в договорные отношения либо «неадекватности», враждебности его поведения используют разнообразные заградительные средства: обереги, заговоры и заклинания ритуального характера:
а) в места обитания водяного опускают железные предметы – магические обереги от воздействия инфернальных сил;
б) льют в воду деготь и смолу;
в) производят обряд крещения воды с опусканием в воду креста – оберега, связанного с эпохой христианизации;
г) произносят бранные слова – ритуальные формулы, оказывающие заградительное воздействие на инфернальные проявления духов вообще.
Автор: П.Ф. Маркин