Практическая жизненная необходимость требовала, чтобы человек селился на берегах рек и озер, ближе к воде. В мифологическом сознании древних славян вода являлась самостоятельной стихией, отдельной субстанцией, наравне с небом, землей и подземным миром. Это, по словам С.С. Аверинцева, «первоначало, исходное состояние всего сущего, эквивалент первобытного хаоса». Олицетворением воды как субстанционального начала у древних славян был «Океан – море». В «Голубиной книге» по этому поводу сказано, что «Океан – море всем морям мати: окинуло море весь белый свет, обошло то море окол всей Земли». Кроме того, в условиях бездорожья вода (река) актуализировала и чисто прагматические цели, являясь символом пути, дороги, служила и в качестве основного источника питьевой воды. Владыкой этого водного пространства почитался Царь Морской. Уже титул божества указывает на его доминирующее место в пантеоне водных богов. Не случайно в одном из вариантов былины о Садко Морской Царь назван «Океан-море». Он властвует над всеми рыбами, животными и диковинными созданиями, населяющими водную стихию, он берет пошлину с кораблей, плывущих по морю, насылает штормы, бури и наводнения. Водная стихия была оппозицией небу как первоисточнику тепла и света, поэтому в космогоническом смысле Царь Морской является антагонистом Перуну. Согласно мифологической версии «Песен птицы Гамаюн», он пытался жениться на Диве - Додоле – будущей супруге Перуна, но был ею отвергнут. Больше того, разгневанный «Бог-Громовержец» низвергнул своего соперника на дно морское.
До нас не дошло научно достоверных источников, дающих представление об облике и ритуальном поклонении этому славянскому Посейдону. Его образ сложился из отдельных былинных фрагментов о новгородском «госте» Садко, где Царь Морской изображается антропоморфным божеством. Это седовласый повелитель морских глубин, обитающий в подводном хрустальном дворце. Усыпанный жемчугами трон, корона, скипетр – атрибуты его власти. Правда, имеются сниженные и даже травестированные варианты образа морского Царя. Так, в одном из них он живет в «избе»: «Изба большая – во все дерево»; и восседает не на троне, а «лежит на лавке». Очевидно, это поздние наслоения, отражающие процесс демифологизации в народном сознании.
Свидетельством антропоморфизма является и семейный статус Царя Морского: он женат, имеет двенадцать дочерей и страстно любит музыку (первое, что он требует от Садко, – поиграть на гуслях). Его отношения к человеку весьма непостоянны. Испытав героя, Царь Морской может выступить в роли его покровителя и даже дарителя. Но часто это «дары данайцев», по которым нужно расплачиваться. И тогда морской владыка проявляет свой гневный и жестокий нрав, не щадящий ни героя, ни даже собственную дочь. Мифологическое сознание изображает его разъезжающим по водным просторам в золотой колеснице, запряженной восьмеркой могучих коней (античная калька!). По другому варианту он ездит по морям в большой колеснице – раковине, которую везут морские псы.
Автор: П.Ф. Маркин